Замена лопнувшего расширительного бачка

Утром проснулся, детмаш ботать влом, башка болит, что надо сделать? Пойти в машине поковыряться, дабы раздуплиться маленько. Да и тосол уже остыл, значит можно поставить купленный вчера бачок.

Итак:

Снимаем клемму с датчика уровня охлаждающей жидкости, откручиваем хомут верхнего шланга и снимаем его, хомут надо подальше на шланг надеть и затянуть, чтоб не пролюбить.

Чтобы снять нижний хомут, надо открутить крепёж консервной банки ключом на 10 и вытащить её (кстати, что это и зачем оно?):

Фото в бортжурнале LADA 2109

Банку сняли. Вон хомут, откручиваем его и сдвигаем дальше на шланг, чтобы не мешал снимать шланг и чтобы не пролюбить его.

Фото в бортжурнале LADA 2109

Сдёргиваем шланг с бачка. Нужно быть готовым к тому, что оттуда хлынет охлаждающая жидкость, а в бачке её больше, чем в шланге, поэтому сразу затыкаем пальцем бачок и относим его в сторону. Из шланга пусть вытекает, там её немного.

Фото в бортжурнале LADA 2109

Новый бачок. Белый как сволочь.

Фото в бортжурнале LADA 2109

С пробкой, датчиком и установленным верхним шлангом. Нижний тоже подключен, на фотке не видно.

Фото в бортжурнале LADA 2109

Берём купленную вчера бутылку антифриза.

Фото в бортжурнале LADA 2109

И заливаем посередине между MIN и MAX.

Фото в бортжурнале LADA 2109

Я переборщил. Пофиг, выветрится.

Фото в бортжурнале LADA 2109

Дыра в бачке, из которой текло.

Фото в бортжурнале LADA 2109

После окончания операции заводим двигатель, греем, убеждаемся, что ничего нигде не течёт. Можно покататься по раёну, посмотреть, не перегревается ли двигатель. У меня всё получилось хорошо. И теперь нет избыточного давления в бачке.

Расширительный бачок системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109

Расширительный бачок ВАЗ 2108, 2109, 21099Для компенсации теплового расширения охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 установлен расширительный бачок.

Расширительный бачок системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

1. Устройство расширительного бачка.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. Он имеет два штуцера: толстый нижний — выход на термостат и тонкий верхний для шланга сброса пара и лишней жидкости в радиатор.

Его заливное отверстие закрыто крышкой с двумя клапанами. Выпускной открывается на прогретом двигателе и выпускает пар из системы охлаждения (стравливает избыточное давление). Впускной открывается на остывающем двигателе и запускает туда воздух, выравнивая давление с атмосферным (компенсируется разрежение в СО). Таким нехитрым способом в системе охлаждения поддерживается оптимальное давление на разных режимах работы двигателя, что сохраняет его температурный режим в нужных рамках.

На части бачков имеется второе отверстие под датчик уровня охлаждающей жидкости.

— На боковой части бачка подштамповкой выполнены метки с обозначением min и max. На холодном двигателе между ними должен находится уровень охлаждающей жидкости.

Подключение расширительного бачка ВАЗ 2108, 2109, 21099

Расширительный бачок в системе охлаждения инжекторного двигателя 2111 автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099)

2. Как работает расширительный бачок.

Нагретая двигателем охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) расширяется, ее объем увеличивается в результате уровень в расширительном бачке приближается к отметке max.

При замене охлаждающей жидкости она заливается в систему охлаждения через заливное отверстие в расширительном бачке.

Стоит уровню ОЖ в бачке упасть до одного литра срабатывает датчик уровня ОЖ. Поплавок датчика опускается вниз, магнит приближается к геркону, воздействует на него своим магнитным полем, контакты внутри геркона замыкаются, электрическая цепь датчика замыкается. На лампочку в панели подается минус, и она загорается, сигнализируя водителю, что уже вот-вот и двигатель закипит.

3. Неисправности расширительного бачка.

Трещина в корпусе бачка

В зависимости от величины ОЖ будет уходить либо практически сразу, либо понемногу. Можно запаять ее, но лучше заменить бачок новым.

Подтекание ОЖ под пробку

Нарушена герметичность соединения пробки с горловиной бачка, возможно повреждена прокладка. Или в системе слишком сильное давление, например из-за заклинивания клапана в этой самой крышке.

Срыв пробки

Слишком большое давление в системе охлаждения.

Вздутие или, наоборот сжатие бачка

Неисправность термостата — заклинивание его элемента в открытом или закрытом положении.

Сильное бурление в бачке

Возможно пробита прокладка головки блока и в ОЖ попадают газы из камеры сгорания или перегрев двигателя.

Ржавый тосол в бачке

Двигатель был перегрет.

4. Применяемость расширительного бачка.

В системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается расширительный бачок 2108-1311014, с одним отверстием, закрытым крышкой.

На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с европанелью устанавливается расширительный бачок 21083-1311014 (01, 03). С двумя отверстиями. Одно для крышки, другое под датчик уровня охлаждающей жидкости 21083-3839310 (01, 02, 03).

Расширительные бачки с одним и двумя отверстиями

Расширительные бачки системы охлаждения карбюраторных и инжекторного двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (с одним и с двумя отверстиями) 

Замена расширительного бачка на ВАЗ 2109

Замена расширительного бачка на ВАЗ

Как заменить расширительный бачок на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

Снятие:

1) Сперва полностью опустошите расширительный бачок, слив для этого охлаждающую жидкость из двигателя автомобиля.

2) Далее отсоедините от расширительного бачка, колодку проводов датчика уровня охлаждающей жидкости.

Отсоединение колодки проводов, от датчика

3) После отсоединения колодки, отверните рукой сам датчик, и после чего снимите его с бачка автомобиля.

Извлечение датчика, из отверстия в расширительном бачке

4) Затем взяв в руки отвертку, ослабьте при помощи нее винт хомута, крепления пароотводящего шланга.

Ослабление винта крепления хомута, пароотводящего шланга

5) И после чего снимите пароотводящий шланг, со штуцера.

Отсоединение от штуцера, который присутствует на бачке, пароотводящего шланга

6) Следом точно таким же образом, при помощи отвертки, ослабьте удерживающий винт хомута крепления заправочного шланга.

Ослабление винта хомута, крепления заправочного шланга

7) И после ослабления винта, отсоедините заправочный шланг, от патрубка расширительного бачка.

Снятие заправочного шланга, со штуцера

8) Теперь снимите удерживающий ремень, с бачка.

Стрелкой показан удерживающий ремень расширительного бачка

9) И в завершение операции, снимите сам расширительный бачок, с автомобиля.

Снятие бачка, со своего посадочного места

Установка:

1) В начале установите расширительный бачок на свое место, и следом закрепите его при помощи удерживающего ремня.

Установка бачка на свое место, и закрепление его удерживающим ремнем

2) Далее подсоедините к нижнему патрубку бачка, заправочный шланг, и после чего затяните отверткой, винт хомута его крепления.

Закручивание винта хомута, крепления заправочного шланга

3) Затем точно таким же образом, подсоедините пароотводящий шланг, и следом закрутите отверткой винт его крепления.

Закручивание отверткой винта, крепления пароотводящего шланга

4) Теперь установите датчик уровня охлаждающей жидкости, на свое место.

Установка датчика, в отверстие расширительного бачка

5) Следом закрутите крышку его крепления на расширительном бачке.

Закручивание рукой крышки крепления датчика

6) А уже после закручивания крышки, подсоедините к ней колодку проводов.

Подсоединение колодки проводов, к датчику

7) И в завершение операции, залейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок, до метки.

Когда вы дойдете до снятия датчика уровня охлаждающей жидкости, мы вам рекомендуем скинуть клему «-» с аккумулятора, и не устанавливать ее до того, пока датчик снова не будет установлен на место!

Расширительный бачок ВАЗ-2109 устройство