Содержание статьи
Что такое вентилятор печки
Автомобильный отопитель, который в народе называют печкой, предназначен для выполнения простой и одновременно важной функции — обогрева салона. Кроме этого, устройство помогает устранять запотевание стёкол в холодную и сырую погоду. При нормальной работе системы отопления в салоне «девятки» должна поддерживаться температура +20 ˚С при тех же показателях за бортом, но только со знаком минус. В ногах при максимальном режиме обогрева значение должно поддерживаться на уровне +25 ˚С. Одним из важных узлов печки, помимо радиатора, является вентилятор. Назначение этого устройства, его неисправности и ремонт следует рассмотреть более детально.
Назначение устройства
Назначение моторчика заключается в повышении эффективности системы отопления и циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Его работа основывается на заборе воздуха снаружи и его последующей подаче в салон через радиатор. В результате прохождения воздушного потока через теплообменник воздух в салон попадает уже прогретым.
Где расположен моторчик на ВАЗ 2108/09
Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом, что кардинально отличается от конструкции отопителя классических «Жигулей», у которых вентилятор установлен в салоне. Узел представляет собой электродвигатель с насаженной на него крыльчаткой, посредством которой воздух нагнетается в салон.
Схема подключения
Для облегчения поиска возможных неисправностей с вентилятором иногда может требоваться схема монтажа, основными составляющими которой являются:
- монтажный блок предохранителей;
- замок зажигания;
- дополнительный резистор;
- электродвигатель вентилятора;
- переключатель режимов работы.
Вентилятор отопителя ВАЗ 2108/2109
Поломки моторчика печки хоть и не так часто, но всё же возникают. При выходе из строя этого узла качество обогрева в значительной степени снижается. В зависимости от характера неполадки возможно появление постороннего шума, который отвлекает внимание водителя. В сложившейся ситуации требуется ремонт либо замена устройства, для чего его нужно демонтировать с автомобиля.
Причины выхода из строя
Существует несколько наиболее распространённых причин, которые приводят к проблемам с вентилятором.
Предохранитель
Одной из вероятных причин, приводящих к нарушению работоспособности моторчика, может быть неполадка предохранителя. Элемент располагается в монтажном блоке, установленном в подкапотном пространстве перед лобовым стеклом с левой стороны. С проверки этой детали и стоит начинать поиск неисправности. Предохранитель имеет маркировку F7 и номинал 30 А.
Плохой контакт
Со временем контакты могут окислиться. Проверку выполнить несложно, для этого достаточно пошевелить колодку со жгутами. Если в процессе диагностики вентилятор заработал, то причина обнаружена. Устранить неисправность можно путём зачистки проблемного контакта в монтажном блоке.
Контакт при окислении, как правило, покрывается зелёным или белым налётом.
Резистор
Функционирование электродвигателя может быть нарушено из-за неполадок добавочного резистора. На максимальных оборотах моторчик подключается к цепи питания напрямую, а на первых двух скоростях — через резистор. Если возникли проблемы именно с этим элементом, то электродвигатель будет работать только в максимальном режиме. Для замены детали, расположенной на корпусе печки с левой стороны, достаточно отвернуть крепёж и установить новый резистор.
Переключатель
Иногда могут возникать проблемы с самим переключателем режимов отопителя. Наиболее вероятной причиной являются окислившиеся контакты (внутри или снаружи) либо отошедшая от вибраций задняя часть детали.
Помимо перечисленных причин, возможны поломки самого электродвигателя, например, износ щёток. С тем же якорем могут быть разные неполадки:
- загрязнение;
- износ;
- замыкание обмоток.
При замыкании обмоток предохранитель печки будет перегорать, что потребует ремонта либо замены вентилятора.
Как снять моторчик печки на ВАЗ 2108/09
Для демонтажа узла потребуется подготовить следующие инструменты:
- крестовую отвёртку;
- головку на 10;
- трещоточную рукоятку.
Затем можно приступать к снятию устройства:
- Поднимаем капот, откручиваем винты крепления пластиковой накладки возле ветрового стекла и убираем её в сторону.
- Снимаем уплотнитель капота.
- Демонтируем защитный кожух, за которым установлен сам моторчик.
- Отворачиваем болты крепления вентилятора к кузову.
- Перемещаемся в салон, находим под приборной панелью с водительской стороны «+» провод от электродвигателя и разъединяем его. Для снятия минусового контакта трещоткой и головкой на 10 откручиваем гайку.
- Достаём моторчик, для чего вращаем его, подбирая оптимальное положение для извлечения.
Видео: как снять электродвигатель отопителя
Разборка и сборка вентилятора
После демонтажа моторчика его подвергают дефектовке, для чего узел потребуется разобрать. Работу проводим в следующем порядке:
- Отделяем от кожуха электромотора уплотнитель из поролона.
- Демонтируем опору с корпуса электродвигателя.
- Поддевая отвёрткой защёлки кожуха моторчика, выводим их из зацепления, после чего разъединяем части корпуса.
- Снимаем две защёлки при помощи отвёртки.
- Демонтируем крышку вентилятора.
- Вынимаем моторчик вместе с крыльчаткой.
- Откручиваем два винта крепления щёткодержателя.
- Извлекаем две закладные гайки.
- Осматриваем коллектор (якорь). При подгорании, наличии царапин и рисок зачищаем рабочую поверхность мелкой наждачкой.
- Из направляющих щёток вынимаем пружины. Осматриваем щётки на предмет износа и при необходимости производим их замену.
- Вставляем закладные гайки.
- Надеваем на вал якоря изоляционную шайбу.
- Аккуратно отгибаем края направляющих.
- Вставляем щётки до упора в направляющие.
- Монтируем держатель щёток на моторчик.
- Помещаем пружины щёток в направляющие.
- Загибаем края направляющих.
- Надеваем пружинные зажимы на закладные гайки.
- Вставляем электромотор в левую часть корпуса вентилятора.
- Устанавливаем крышку моторчика и фиксируем его при помощи пружинных зажимов.
- Стыкуем и защёлкиваем две части корпуса, после чего надеваем пластиковую опору.
Видео: разборка моторчика печки ВАЗ 2108/09
В остальном сборка проводится в обратной последовательности.
Прежде чем установить вентилятор печки, рекомендуется осмотреть резиновые подушки и в случае их повреждения либо потери упругости выполнить замену.
Если же нет времени или желания заниматься ремонтом, узел попросту меняют на новый. Что касается выбора новой детали, то, как вариант, предпочтение можно отдать электровентилятору Luzar.
Независимо от того, владеете вы ВАЗ 2108 или ВАЗ 2109, процесс демонтажа и замены моторчика печки на этих авто одиноков и не отнимает много времени. Подготовив необходимый инструмент и следуя пошаговым инструкциям, выполнить процедуру сможет практически каждый, кто принял решение о самостоятельном ремонте отопительной системы.
Как разобрать моторчик вентилятора
Если не работает вентилятор печки и вы не хотите покупать новый, а предпочитаете самостоятельно разобраться с неисправностью, вам потребуется разобрать сам моторчик.
- Открутите 2 винтика-крепления вентилятора.
- Отцепите сам вентилятор, для этого выведите его опору из зацепления.
- Оторвите уплотнитель из поролона с правой стороны на кожухе.
- Уберите опору кожуха вентилятора.
- При помощи отвёртки разъедините пластиковые защёлки кожуха.
- Отвёрткой подденьте 2 пружинные защёлки и отцепите их.
- Теперь можно снять крышку с моторчика.
- Вытащите моторчик, вместе с ним вытащится и крыльчатка двигателя отопителя, не снимайте её чтобы не нарушилась балансировка.
- Открутите оба винтика которые держат щёткодержатель.
- Вытащите 2 закладные гайки.
- Демонтируйте щёткодержатель.
- Произведите визуальный осмотр коллектора. Если есть царапины и подгорания, его нужно зачистить мелкозернистой шкуркой. Если присутствуют более серьёзные повреждения, не поддающиеся ремонту, замените моторчик.
- Соберите всё в обратном порядке.
Если у вас уже есть опыт ремонта электрических моторов, то вам не составит труда справиться и с этим, правда, порой проще заменить поломавшийся двигатель новым, чем мучиться с ремонтом старого и совсем ненадолго продлить ему жизнь.
Замена моторчика печки ваз 2109 еще один способ
Ну вот в принципе и весь процесс . Делая это в первый раз я потратил 2 часа работы. Если бы не геморрой с вытаскиванием, было бы быстрее.
Если есть какие то вопросы оставляйте коментарии.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.