Воздушный фильтр двигателя: устройство, принцип действия

Нормальную работу карбюраторного двигателя обеспечивают много систем и механизмов. Не последнюю роль в этом процессе играет воздушный фильтр. Подача воздуха в двигатель (воздухозаборник), его фильтрация (сменный фильтрующий элемент) и подогрев (терморегулятор) – основная задача воздушного фильтра.

Расположение на автомобиле

На карбюраторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 корпус воздушного фильтра установлен на 4-х шпильках крышки карбюратора. Соединение имеет резиновую уплотнительную прокладку и самоконтрящиеся гайки.

воздушный фильтр двигателя

Устройство воздушного фильтра двигателя, схема

Корпус и крышка

Воздушный фильтр состоит из стальных, окрашенных грунтовкой, корпуса и крышки. Крышка устанавливается на корпус в строго определенном положении (выштампованные стрелки на впускном патрубке корпуса и крышки должны совпадать). Ее соединение с корпусом уплотнено полиуретановой прокладкой, приклеенной по краю крышки. Крепится крышка четырьмя пружинными защелками по бокам и гайкой по центру.

Корпус воздушного фильтра снизу имеет резиновую уплотнительную прокладку и патрубок для отвода картерных газов из-под клапанной крышки в полость фильтра на холостом ходу, сбоку расположен впускной патрубок, для подачи воздуха в двигатель.

Фильтрующий элемент

Внутри корпуса устанавливается сухой гофрированный картонный фильтрующий элемент. Он имеет по кругу пылесборник из синтетической ваты, внутри жестяные перфорированные усилители и прорезиненные верхнюю и нижнюю части (для герметичной посадки между корпусом и крышкой).

Терморегулятор

На приемном патрубке корпуса воздушного фильтра установлен терморегулятор с двумя патрубками: один на воздухозаборник (для холодного воздуха), другой, через гофру соединен с заборником теплого воздуха на двигателе.  Терморегулятор в своем пластмассовом корпусе имеет заслонку, связанную через тягу и толкатель с термосиловым элементом. Наполнитель термосилового элемента при нагревании расширяется и при температуре выше плюс 35º, воздействуя на тягу, перекрывает заслонкой поступление теплого в корпус фильтра через патрубок от двигателя. При температуре ниже плюс 25º заслонка наоборот, перекрывает поступление холодного воздуха в двигатель через воздухозаборник.

терморегулятор

терморегулятор

Примечания и дополнения

Воздухозаборник воздушного фильтра установлен на патрубке терморегулятора и имеет разную конструкцию для автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083 и ВАЗ 2109, 21091, 21093, 21099.

воздухозаборник

воздухозаборник

Как выбрать, замена, стоимость

Стабильность работы мотора напрямую связана с состоянием воздушного фильтра. На него возложена функция недопущения абразивных частиц в камеру сгорания.

В процессе эксплуатации происходит постепенное накопление пыли и грязи, в результате чего фильтр становится забитым. Это ведет к снижению динамических показателей ВАЗ 2109, а также вызывает повышение расхода бензина. При сильном загрязнении начинают плавать обороты и двигатель «задыхается».

Воздушный фильтр для машин, на которых стоит карбюратор

Воздушный фильтр для машин, на которых стоит карбюратор

Воздушный фильтр для ВАЗ 2109 отличается в зависимости от мотора и года выпуска транспортного средства. Если на машине установлен карбюратор, то оригинальный расходник имеет артикул 21010110910002. Цена на него составляет 120-235 рублей.

На более поздних автомобилях ВАЗ 2109 используется инжектор. Воздушный фильтр на таких машинах полностью отличается конструкцией. Расходники не являются взаимозаменяемыми. Оригинальный воздушный фильтр для инжекторного ВАЗ 2109 идет с каталожным номером 2112-1109080. Его стоимость составляет от 220 до 300 рублей.

Оригинальный воздушный фильтр для инжекторного ВАЗ 2109

Оригинальный воздушный фильтр для инжекторного ВАЗ 2109

Сторонние производители также выпускают фильтры для ВАЗ 2109. Многие аналоги обладают весьма привлекательным соотношением цены к качеству. В таблицах ниже приведены рекомендуемые расходники, которые отлично показывают себя на авто.

Таблица — Аналоги оригинального воздушного фильтра 21010110910002

Бренды аналогов родного воздушного фильтраКаталожный номерСтоимость, рубль
StarlineSFVF2189120-150
MfilterA10160-90
WIXWA6395140-160
StarlineSFVF2189150-180
Bosch1457432108440-500

Таблица — Альтернативы фирменного воздушного фильтра 2112-1109080

ПроизводительАртикульный номерЦена, рубль
VAG021129620D500-620
StarlineSFVF2246140-200
Febi1510300-350
Japan CarsB2W004PR100-160
FiltronAP006220-250

Периодичность замены 

Замена воздушного фильтра необходима каждые 15-20 тыс. км. Периодически рекомендуется выполнять продувку фильтрующего элемента сжатым воздухом. При этом иногда может потребоваться внепланово заменить фильтр.

Симптомами необходимости установки нового расходника являются:

  • ощутимая потеря мощности силового агрегата;
  • на автомобиле пришлось преодолеть длительный участок по пыльной грунтовки;
  • расход топлива возрос;
  • предыдущий срок замены неизвестен, например, при покупке поддержанного авто;
  • в воздушный фильтр обильно попадает масло;
  • фильтрующий элемент имеет заметные механические повреждения, не позволяющие качественно очищать воздух.

Процесс замены воздушного фильтра на ВАЗ 2109 с карбюратором

Замена воздушного фильтра на карбюраторном ВАЗ 2109 приведена ниже.

  • Открыть крышку капота.

Расположение воздушного фильтра в моторном отсеке ВАЗ 2109

Расположение воздушного фильтра в моторном отсеке ВАЗ 2109
  • Открутить гайку, крепящую крышку фильтра.

Отворачивание гайки

Отворачивание гайки
  • Отщелкнуть 4 защелки.

Отщелкивание защелок

Отщелкивание защелок
  • Снять крышку воздушного фильтра.

Снятие крышки

Снятие крышки

Вид на воздушный фильтр

Вид на воздушный фильтр
  • Установить новый фильтр. Для лучшей герметизации многие автовладельцы рекомендуют смазать резиновые торцы фильтрующего элемента маслом.

Монтаж фильтра

Монтаж фильтра

Фильтрующий элемент в процессе монтажа

Фильтрующий элемент в процессе монтажа
  • Сопоставить метки на крышке и корпусе воздушного фильтра.

Сопоставление меток

Сопоставление меток
  • Собрать все в обратной последовательности.

Владельцы ВАЗ 2109 нередко сталкиваются с ситуацией наличия масла в воздушном фильтре. Причиной этого является конструкция отвода картерных газов. Трубка соединяет картер силовой установки и корпус фильтра. Такая конструкция позволяет уменьшить загрязнение окружающего воздуха и повысить экономичность мотора.

По трубке вентиляции картера масло может поступать в фильтр. Для решения этой проблемы автовладельцы рекомендуют закрыть отверстие в корпусе фильтра пробкой из-под шампанского. Отвод картера можно удлинить шлангочкой подходящего диаметра.

Устранение проблемы с попаданием масла в воздушный фильтр

Устранение проблемы с попаданием масла в воздушный фильтр

Самостоятельная замена воздушного фильтра на инжекторном ВАЗ 2109

Инструкция по замене воздушного фильтра на инжекторном ВАЗ 2109 представлена ниже.

  • Открыть капот.
  • Отсоединить датчик, расположенный около воздушного фильтра.

Отсоединение датчика

Отсоединение датчика
  • Открутить четыре крепления фильтра. Для этого следует воспользоваться отверткой.

Откручивание крышки фильтра

Откручивание крышки фильтра
  • Открыть крышку.

Открытие крышки

Открытие крышки
  • Изъять фильтрующий элемент.

Изъятие фильтра

Изъятие фильтра
  • Очистить посадочное место.
  • Установить новый фильтрующий элемент.

Установка

Установка
  • Собрать все в обратной последовательности, избегая перекосов крышки воздушного фильтра.

Отличия между дешевым и качественным фильтром

В последнее время маршрут моих поездок довольно часто пролегает через довольно сильно пыльные участки дорог. Частая замена фильтра салона спасает ситуацию внутри салона, можно более-менее спокойно дышать (даже не представляю как бы все было без фильтра). Но так как себе сделал хорошо, то нужно и двигателю помочь, ведь мы с ним дышим-то одним и тем же воздухом, а ему воздуха нужно на много больше.

Воздушный фильтр расходник вроде как копеечный, но к его выбору следует относится серьезно. В последнее время производителей расходников и запчастей развилось громадное множество. Качество у этих расходников также особо не блещет. Раньше я покупал фильтры и даже не задумывался о их качестве, купил, поставил и поехал. А ведь чем ниже качество, тем меньше ресурс самого расходника, что в свою очередь может уменьшить ресурс и всего двигателя в целом, а также повысить расход топлива, ведь фильтр это можно сказать первый и основной рубеж на входе в двигатель.

В этот раз я задумался об установке более качественного фильтра, т.к. дорожу тем что собирал своими руками.
Выбор особо был не велик. В каждом автомагазине полно всякого барахла, которое привозят и покупают тоннами и на качество особо внимания никакого не обращают. Короче что спрашивают, то и предлагают, а спрашивают конечно же то что дешевле. В продаже были только фильтры “ПромБизнес”, какой то “OSV” и в одном единственном магазине я нашел фильтр WIX. Вот как раз его я и купил ну и для сравнения взял OSV, посмотреть что это за зверь такой. При этом фильтр WIX по стоимости в 2,5 раза дороже остальных, потому их многие и не возят. Проще продать 3 штуки за 25 грн, чем один за 65 грн.

Внимательно сравнив все фильтры, отличия видны не вооруженным глазом.

Нижний фильтр WIX. Видно как прилегает войлочный поясок.
качество изнутри

качество изнутри

сняв войлок видна гармошка.

сняв войлок видна гармошка.

Вот почему-то фильтры в последнее время начали выпускать с войлочным пояском снаружи. Вот почему то в инжекторных авто я не видел фильтров с войлоком. Что это за ноухау я понять не могу. Все же войлок хоть в малой степени, но создает препятствие воздушному потоку. Единственно для чего может быть этот войлок, так это для того чтобы листья влетающие в корпус задерживались этим войлоком.

слева WIX. Гармошка явно в несколько раз чаще.

слева WIX. Гармошка явно в несколько раз чаще.

глубина гармошки в OSV

глубина гармошки в OSV

глубина гармошки WIX

глубина гармошки WIX

самое узкое место изнутри в OSV

самое узкое место изнутри в OSV

самое узкое место в WIX

самое узкое место в WIX

такой вот фильт я снял. Фирму не помню.

такой вот фильт я снял. Фирму не помню.

Сверху вниз: снятый, OSV, WIX

Сверху вниз: снятый, OSV, WIX

самое узкое место в снятом фильтре

самое узкое место в снятом фильтре

глубина гармошки в снятом фильтре.

глубина гармошки в снятом фильтре.

разница в наружных диаметрах

разница в наружных диаметрах

В итоге я снял этот войлок при установке фильтра. Всяко легче двигателю будет дышать.

на фильтре написал показания одометра, для километроисчесления.

на фильтре написал показания одометра, для километроисчесления.