Вообще, замена впускного коллектора ВАЗ 2109 требуется очень и очень редко, поэтому несколько раз подумайте, прежде чем выполнять такую процедуру. Но бывают ситуации, когда снимать коллектор нужно своими руками по причине полного разбора двигателя либо каких-то других деталей. Так один ВАЗ 2109 впускной коллектор необходимо снять, если потребуется заменить прокладку между коллекторами или в других случаях.

Для выполнения данной задачи необходима четкая инструкция, без которой можно что-то сделать не так, а потом вообще не собрать все обратно.

В некоторых случаях лучше даже посмотреть какие-то фото или видео.

ваз 2109

Предварительные работы

Независимо от цели, для которой понадобилась замена впускного коллектора на ВАЗ 2109, нужно будет выполнить одни и те же действия.

  1. Убрать воздушный фильтр.
  2. Убрать карбюратор.

Разберем все по порядку, начиная с того, как снять фильтр.

Снятие воздушного фильтра

Вообще, эту запчасть автомобиля необходимо менять раз в несколько лет, поэтому данная информация будет полезной для всех, кто в сове время стал счастливым обладателем ВАЗ 2109.

Последовательность действий при замене фильтра выглядит следующим образом:

  • откидываем три защелки;
  • снимаем крышку фильтра – если это возможно, то делаем это просто руками, в противном случае берем ключ на 10;
  • поднимаем крышку корпуса фильтра и вынимаем воздушный фильтр, сделать это не составит никакого труда и особых усилий прилагать для этого не потребуется;
  • протираем внутреннюю часть корпуса сухой чистой тряпкой.

Чтобы потом снова поставить фильтр на место, необходимо выполнить все вышеуказанные действия в обратном порядке. Но для даже начинающих водителей эта процедура вряд ли вызовет очень много трудностей. Теперь нужно рассмотреть, как снять карбюратор, ведь чтобы заменить коллектор впускной ВАЗ 2109, нужно сделать и это.

Снятие карбюратора

Для выполнения данной процедуры необходимо взять:

  • две отвертки различной конфигурации;
  • головку на 8;
  • рожковый ключ на 13;
  • трещоточную рукоятку.

После того, как фильтр снят, все отверстия карбюратора, которые раньше связывали его с фильтром, следует закрыть тряпкой — не мокрой, не грязной. После этого нужно сделать следующее.

  1. Открутить гайки на корпусе фильтра и полностью снять таковой.
  2. Отсоединить провод от экономайзера принудительного холостого хода.
  3. Открутить хомуты и отсоединить топливные шланги (их там всего два).
  4. Ослабить болты троса подсоса и тоже снять это устройство. Снять пружину.
  5. Ослабить гайку с кронштейна и снять тросы на заслонке из зацепления.
  6. Поддеть скобу, которая фиксирует этот трос и полностью снять его.
  7. Отсоединить штекеры от датчика экономайзера принудительного холостого хода.
  8. Отсоединить шланги от системы обогрева карбюратора и вакуумную трубу.
  9. Убрать шланг, который относится к системе вентиляции.
  10. Наконец, отсоединить гайки, которые соединяют карбюратор и впускной коллектор (всего их четыре штуки — с каждой стороны по одной). Осторожно вынимаем карбюратор.

И вот теперь можно приступать к основной части всего этого действа и снимать коллектор на ВАЗ 2109.

Замена впускного коллектора ваз 2109

Процесс замены коллекторах

Чтобы заменить коллектор в ВАЗ 2109, следует взять практически те же инструменты, что были нужны для снятия карбюратора. Помимо них, нам понадобится еще головку на 13, на 10 и вороток. Чтобы поменять коллектор ВАЗ 2109, нужно также будет снять аккумуляторную батарею, а также бачок, в котором хранится омыватель стекла. При этом наконечники проводов от выводов электронасоса отсоединять не обязательно. Также не нужно убирать шланг от патрубка насоса.

Кроме того, нужно будет убрать ресивер и топливную рампу. Сделать это будет несложно, для большинства водителей все будет понятно даже чисто интуитивно. После этого уже необходимо выполнять действия, направленные на то, чтобы снять сам коллектор.

  1. Открутить болт, который крепит трубу к переднему кронштейну. Сделать это можно ключом на 13. Далее нужно ослабить гайку, которая крепит данный кронштейн к кронштейну опоры.
  2. Снять этот опорный кронштейн.
  3. Тем же инструментом открутить болт, который крепит задний кронштейн к той же трубе.
  4. Ослабить болт, который располагается на стартере и находится в самом верху и просто отвести трубу от кронштейна.
  5. Отсоединить трубу, которая идет к выпускающему коллектору.
  6. Открутить гайку, которая крепит самый большой провод и передний рым самого агрегата.
  7. Сбросить провод и рым с блока цилиндров.
  8. Открутить гайки, которые сверху крепят впускающую трубу, а их здесь всего две, и такое же количество гаек, которые крепят трубу и выпускной коллектор. Сделать это можно ключом на 13.
  9. Открутить гайки точно такого же нижнего крепления впускной трубы и коллектора. Здесь уже лучше взять головку, но тоже на 13.
  10. Открутить все гайки и болт, которые крепят щиток стартера, и снять его с выпускного коллектора.
  11. Отвести кронштейн, который держит трубку отвода охладительной жидкости от выпускного коллектора. Делать это нужно крайне аккуратно, чтобы ничего не повредить и ничего не задеть.
  12. Открутить гайку, которая спереди крепит выпускной коллектор. Делать это лучше всего головкой на 13.
  13. При помощи того же инструмента следует открутить гайку, которая сзади крепит выпускной коллектор.
  14. Сбросить шайбы со шпилек крепления, а их здесь всего 10 штук. Есть такие же, только немного более толстые шайбы на местах, где впускная труба стыкуется с выпускным коллектором.
  15. Аккуратно отвести этот коллектор от блока цилиндров, снять впускную трубу с блока цилиндров и снять сам коллектор. Вместе с ним следует сразу снять и прокладку на впускной трубе, которая служит для уплотнения.

Вот и все – коллектор снят и можно спокойно приступать к обратной процедуре, то есть установке новой запчасти. Или же, если вам нужно было только почистить коллектор впускной на ВАЗ 2109, то к монтажу старого. В любом случае, лучше все-таки купить новый, тем более что цена его сейчас, хоть и не намного, но снизилась.

Перед тем, как выполнять монтаж, следует тщательно очистить все привалочные плоскости на головке блока цилиндров. Сделать это необходимо для того, чтобы там не остался никакой мусор или остатки масла. То же самое следует сделать с впускной трубой и выпускным коллектором. Во многих случаях на этих деталях может оставаться старая прокладка и нагар. А это очень опасно, ведь, в конце концов, все это засорит систему и не даст автомобилю спокойно ездить.

После этого необходимо поставить новую прокладку и выполнить установку в обратной последовательности. Есть лишь одно замечание – на шпильки головки блока цилиндров следует нанести немного графитовой смазки. Делать это нужно, опять же, для хорошей работы всего аппарата на протяжении долгих лет.

На этом процедура замены коллектора заканчивается. Цена на такие услуги в автосалонах обычно довольно немалая, поэтому лучше все сделать своими руками. Тем более, что сделать все это не так уж и сложно, главное в этом деле – аккуратность и неторопливость. Конечно же, еще нельзя бояться замазаться, хотя слишком много грязи здесь не будет, достаточно всего лишь надеть перчатки.

Замена шпилек и прокладки впускной трубы и выпускного коллектора

Готовил я себя, если честно, к худшему сценарию, поэтому был приобретен набор плашек и метчиков (думал, придется перерезать резьбу в гбц, да и давно хотели в мастерскую такой). Вот такой наборчик:

С ним открылись новые горизонты

С ним открылись новые горизонты

Так же, закупил шпилек на 500 рублей(хотя пригодились только 5 шт., остальные верну). Локтит, прокладки соответственно и шайбы. Гайки были.

Что ж… Приезжаю, начинаю привычную процедуру дербана: кастрюля, тросы, шланги, провода, трубки, карбюратор, щиток и тд. Кстати, еще заменил патрубки подогрева карбюратора.

После разборки замечаю следующую картину:

После разборки

После разборки

Все грязное и непрезентабельное. Как говорится, повидавшее виды. А да, антифриз я только потом слил, поэтому из коллектора вытекло немного антифриза. Пришлось сувать тряпки в каналы, выжимать их и оставлять там во избежание попадания чего то в горшки.

Следующим этапом, я зачистил привалочные плоскости коллекторов. Выпускной прошелся болгаркой с «губкой», которая не нанесла вреда, а лишь удалила ржавчину и грязь. А вот впускной отмывал ацетоном и очень аккуратно шкрябал лезвием от ножа, дабы не запороть алюминиевую плоскость и не создать посторонних царапин и тд. Фото, к сожалению нет. За то есть фото плоскости на головке.

Так же, ацетоном и лезвием отмывал и эту плоскость

Так же, ацетоном и лезвием отмывал и эту плоскость

Помимо этого, была проведена дефектовка шпилек и прокладки. Что из этого вышло, смотрите сами. Единственное, добавлю, что при прочистке резьб в гбц, я достал очень много грязи, стружки и колец резьбы…

Прокладка. Старая пришла в полную негодность

Прокладка. Старая пришла в полную негодность

Думаю, теперь сами понимаете масштаб бедствия

Думаю, теперь сами понимаете масштаб бедствия

В гбц осталось три «лидера» — три шпильки. Остальные выкрутились и я потом еле отделил их в тисках от гаек.
К сожалению, у меня было только 5 близких по параметрам шпилек и у них не хватало резьбы. Дорезал сам. Они стали чуток длиннее, чем должны быть на заводе, но я так и не нашел точные параметры шпилек, даже в каталоге запчастей.

Знал бы — купил бы пруток и сам изготовил их. В общем, наделал 5 новых, из имеющегося разнообразия подобрал две одинаковых коротких и еще две одинаковых длинных шпильки. Короткие в труднодоступные места, а длинные по краям. Прогнал у них всю резьбу, отмыл в ацетоне, заранее законтргаил и погнал к машине.

По типу нижней делал все остальные

По типу нижней делал все остальные

Металлолом

Металлолом

Сделал еще несколько контрольных мазков в каждое отверстие с резьбой в гбц, дабы убедиться в их чистоте. Снял размеры глубины с нескольких отверстий. Получилось в районе 20-25мм. Как раз под одну из сторон с резьбой на шпильках. Все сто раз просчитал, прикинул, проверил что куда. Ну и наконец взял локтит(несъемный, т.е. разъединить можно только при нагреве до 200 с чем то градусов и законтргаив все это дело) и шпильку, ну и погнал присобачивать их что называется «намертво». Резьбу в гбц решил не перерезать, т.к. при глубине 25мм еще должны были остаться витки даже в самых раздолбанных отверстиях.

Не подмажешь — не поедешь. Не намажешь локтитом — не зафиксируешь шпильку

Не подмажешь — не поедешь. Не намажешь локтитом — не зафиксируешь шпильку

Все как положено помазал и начал как положено закручивать. Сначала от руки пару оборотов, а потом ключом. Напомню, они уже законтргаены.

Пока ломал голову, зарисовал такую схемку

Пока ломал голову, зарисовал такую схемку

Расположил шпильки так:

  • 1; 8 — старые длинные;
  • 4; 7 — старые короткие;
  • 2; 3; 5; 6; 9 — новые длинные.

Спустя какое-то время, когда коллекторы были готовы, локтит подсох, я надел прокладки и начал устанавливать все в обратной последовательности. Ну почти. Выпуск, впуск, штаны.

Перед сборкой

Перед сборкой

Затягивал обычными гайками через толстые шайбы. Затягивал без динамоключа, крест накрест в 4 или 5 проходов. Точный порядок затяжки не вспомню, но думаю качественно затянул. Потом поплюхался со штанами, психанул, залез под неподнятую машину, затянул их снизу, потом встал и протяжку сделал рожковым и накидным ключом сверху.

Фото из инета. Рым или как его там, у меня отсуствует. В магазах у виска крутят. Пришлось исключить его из своей схемы

Фото из инета. Рым или как его там, у меня отсуствует. В магазах у виска крутят. Пришлось исключить его из своей схемы

Затем, вспомнил про жаровню. Нашел у себя в закромах очень широкие М8 шайбы, поставил их на гайки, поставил жаровню, потом снова шайбы, толстые как на коллекторах и сверху гайка. Весь этот бутерброд аккуратно протянул. По итогу получилась монументальная конструкция. Не то что раньше. Ничего не шелохнется. Собрал все остальное, все необходимые работы сделал. Узел отремонтирован, течей нет, подсоса воздуха, надеюсь, тоже нет.