Расположение реле и предохранителей в монтажном блоке Ваз-2108 старого образца (17.3722, предохранители цилиндрической формы)
Блок предохранителей 17.3722 старого образца и его элементная база
Расположение реле и предохранителей в монтажном блоке Ваз-2108 нового образца (17.3722, ножевые (флажковые) предохранители)
Блок предохранителей 17.3722 нового образца и его элементная база
Схемы предохранителей и соединительных колодок на блоках старого и нового образца являются абсолютно одинаковыми.
Указатель монтажных соединений Ш1 — Ш3
Указатель монтажных соединений Ш3 — Ш6
Указатель монтажных соединений Ш6 — Ш9
Указатель монтажных соединений Ш9 — Ш11
Обозначения цветов проводов (АвтоВаз):
Г — голубой;
Ч — черный;
Ж — желтый;
Р — розовый;
К — коричневый;
П — красный;
Б — белый;
З — зеленый;
О — оранжевый;
С — серый;
Ф — фиолетовый.
Примечение:
Электродвигатели моторедукторов (очистителей ветрового стекла, заднего стекла, фар — если установлены) защищены автоматическими биметаллическими предохранителями многоразового действия.
До 1986 г. лампы противотуманного света в задних фонарях и контрольная лампа противотуманного света защищались предохранителем № 15 монтажного блока. С 1986 г. они защищены отдельным предохранителем, расположенным в жгуте проводов около выключателя противотуманного света. Этот предохранитель рассчитан на ток 8А и находится в отдельном пластмассовом корпусе.
С 1998 г. на части автомобилей взамен блока 17.3722 устанавливаются монтажные блоки 2114-3722010-60 или 2114-3722010-10, 2114-3722010-18 с ножевыми предохранителями.
Блок предохранителей 2114 (карбюратор)
Новые блоки отличаются от старого номиналом и обозначением предохранителей, обозначением реле и разъемов (буква Х вместо Ш), а также отсутствием реле времени омывателя заднего стекла и реле электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (на эти автомобили устанавливается датчик-выключатель нового типа, его контакты рассчитаны на большой ток, поэтому необходимость в реле отпала).
При замене монтажного блока нового образца на старый необходимо подключить электровентилятор через реле, иначе сгорят дорожки печатной платы. Если старый блок меняется на новый, то необходимо установить и датчик включения электровентилятора нового образца. Некоторые различия имеются и в схеме подключения очистителей фар. Для отличия блока 2114-3722010-60 для семейства ВАЗ-2108 (в цепь питания обмотки возбуждения генератора включены резисторы и диод) от внешне похожего блока для ВАЗ-2115 на нем имеется белая метка около разъема Х11.
Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства. Запорный стержень противоугонного устройства выдвигается, если ключ установить в положение «Стоянка» и вынуть из замка. После этого следует повернуть рулевое колесо, чтобы стержень вошел в паз на рулевом валу, заблокировав его. Запорный стержень утапливается (освобождает вал) при повороте ключа из положения «Стоянка» в положение «Выключено». Выключатель зажигания также снабжен механическим блокировочным устройством против ошибочного включения стартера при работающем двигателе. Для повторного включения стартера необходимо повернуть ключ из положения «Зажигание» в положение «Выключено» и лишь затем в положение «Стартер».
Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звукового сигнала, стоп-сигнала, аварийной сигнализации, прикуривателя, плафона, штепсельной розетки для переносной лампы.
Предохранители ВАЗ 2109: где находятся, замена
В отличие от ВАЗ 2110, Лада Приора, Лада Гранта, блок предохранителей ВАЗ 2109 предустановлен в моторном отсеке.
Штатное месторасположение выбрано не лучшим образом.
Часто монтажный блок заливает водой, окисляются контакты клемм, пересыхает изоляционный слой на проводах. Да и водителю в непогоду приходится лезть под капот, искать неисправный элемент. Особо неприятно зимой, в мороз, снег, гололед.
Недоработка была устранена начиная с ВАЗ 2110. Блок предохранителей (далее — БП) перенесли в салон, под приборную панель с левой стороны.
Описание предохранителей
В ходе систематической эксплуатации технического средства, силу погодных условий предохранители часто выходят из строя, перегреваются, деформируются.
Для восстановления работоспособности автомобиля, его элементов необходима замена предохранителей (далее — модулей) новыми. Процесс «обновления» не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Некорректная установка может навредить системе электрического питания автомобиля.
У ВАЗ 2109, равно как и у старших моделей, предустановлено 16 модулей, 12 реле – коммутаторов. Это в БП старого образца. В БП нового образца, после 1998 года выпуска, количество также осталось прежним, хотя умельцы сокращают количество на три модуля.
- БП старого типа: имеют маркировку 17.3722, конструкционно состоят из пластикового корпуса, инженерной платы, к которой припаяны провода моделей, реле;
- БП нового образца: 3722010-60, конструкция в виде пластикового корпуса с предустановленными плавкими предохранителями.
Водителю на заметку!!! Ошибочное мнение, что тип системы впрыска топлива влияет на модель БП. Монтажные блоки у карбюратора и инжектора одинаковые.
Место расположение: подкапотное пространство, с левой стороны, под лобовым стеклом.
Схема расположения, распиновка
Наименование / ампераж (А) |
Обозначения / за что отвечают |
F1 (10) |
Резервация |
F2 (10) |
Указатели поворотников, аварийка, контрольная лампа аварийки |
F3 (10) |
На стоп сигнал, подсветка салона автомобиля ВАЗ 2109 |
F4 (20) |
Подогрев заднего стекла, штепсель, на прикуриватель |
F5 (20) |
Звуковой сигнал |
F6 (30) |
Зарезервировано |
F7 (30) |
Вентилятор на печку, омыватель лобового стекла, реле активации кулера радиатора, обогрев заднего стекла, контрольная лампа, освещение вещевого ящика |
F8 (7,5) |
Зарезервировано |
F9 (7,5) |
Зарезервировано |
F10 (7,5) |
Левые габариты |
F11 (7,5) |
Правые габариты |
F12 (7,5) |
Ближний свет (правая) |
F13 (7,5) |
Ближний свет (левая) |
F14 (7,5) |
Левая фара ДС |
F15 (10) |
Правая фара ДС |
F16 (10) |
Индикатор дальнего света, бензонасос |
Обозначения и маркировка монтажного блока реле
Номер |
За что отвечает |
Р1 |
Очистители (дворники) передней оптики |
Р2 |
Омыватель заднего стекла |
Р3 |
Реле лампы поворотников, световой сигнализации |
Р4 |
Моторчик стеклоочистителей |
Р5 |
Диагностика контрольных ламп на приборке (высокая панель) |
Р6 |
Защита от перенапряжения |
Р7 |
Защита ламп дальнего света |
Р8 |
Защита ламп ближнего света |
Р9 |
Вентилятор системы охлаждения |
Р10 |
Клаксон |
Р11 |
Резервация |
Р12 |
Резервация |
Цена БП нового образца от 2000 рублей, поштучно плавильные элементы от 100 рублей, комплект от 350 – 450 рублей в зависимости от производителя.
В евроблоках силу тока предохранителей увеличили на 0,5 Ампера. Вместо старых 7,5 Ампера, устанавливают 8,0 Ампер. Это помните при выборе, покупке расходных материалов при ремонте, замене на ВАЗ 2109 (8, 16 клапанов).
Признаки неисправности предохранителей
- Модуль изменил цвет, видны точки черного цвета на поверхности, нагар;
- На панели приборов сигнализирует индикатор о неисправности в моторном отсеке;
- При запущенном моторе, включенном зажигании, заряженной АКБ некоторые механизмы, не работают, или работают некорректно;
- В салоне машины слышен запах гари, плавленого в области расположения монтажного блока;
- Модули на ощупь горячие.
Замена предохранителей на ВАЗ 2109
Подготовительный этап:
- Пластиковый пинцет для извлечения модуля;
- Ветошь;
- Дополнительное освещение, при условии, что работы проводятся в темное время суток.
Последовательность действий:
- Помещаем автомобиль в периметр ремонтной зоны;
- Глушим двигатель, открываем капот;
- Отпускаем крепления, снимаем клеммы аккумуляторной батареи;
- В левой части, под лобовым стеклом расположен монтажный блок, отщелкиваем пластиковую крышку;
- Смотрим на внутреннюю сторону где указана схема расположения предохранителей. Находим неисправный по точному номеру или по визуальному признаку;
- Извлекаем пинцетом, на штатное место вставляем новый, надеваем крышку.
В БП старого образца идентифицировать неисправный модуль сложнее, так как нужно поочередно извлекать каждый из предохранителей.
По завершении, запускаем двигатель, проверяем исправность работы систем.
Причины преждевременного выхода из строя предохранителей
- Естественный фактор – длительность эксплуатации без проведения промежуточной профилактики;
- Попадание внутрь влаги, образование конденсата, окисление клемм, пересыхание изоляционного слоя, обрыв цепи электрического питания;
- Стороннее механическое повреждение, авария, удар, столкновение;
- Деформация крыла машины, лобового стекла, что способствовало повреждению монтажного блока;
- Короткое замыкание в цепи электрического питания;
- Прямое воздействие лучей ультрафиолета.
Водителю на заметку!!! Не всегда причина неработоспособности того или иного механизма в неисправности предохранителя. Часто бывает так, что повреждена линия электрического питания, окислены клеммы, ослаблен контакт, изношены агрегаты. Обязательно проведите визуальную диагностику с целью оценки технического состояния автомобиля, корректного расчета количества расходных материалов.
При условии соблюдения рекомендаций изготовителя по эксплуатации, ресурс предохранителей от 40000 км. В случае возникновения сложностей с установкой, обратитесь за помощью в сертифицированные СТО, к автоэлектрикам.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.