Содержание статьи
Реле зажигания автомобиля ВАЗ 2109
В системе электрооборудования автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 предусмотрено реле зажигания 113.3747-10.
1. Назначение реле зажигания 113.3747-10 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Реле зажигания предназначено для подачи напряжения от замка зажигания к потребителям системы электрооборудования автомобиля (например в систему зажигания — к катушке зажигания, коммутатору), а так же для токовой разгрузки контактов замка зажигания.
2. Где расположено реле зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Реле зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 установлено рядом с замком зажигания. Оно имеет на своем корпусе кронштейн, который одевается на шпильку под панелью приборов справа от водителя.
3. Принцип действия реле зажигания 113.3747-10.
После поворота ключа в замке зажигания напряжение с вывода 15/1 замка подается на управляющий контакт реле зажигания (85). Сердечник внутри реле втягивается внутрь обмоток, замыкая контакты 30 и 87. При этом электрический ток с генератора поступающий на вывод вывод 30 реле подается на вывод 87 и далее с него в систему зажигания.
4. Устройство реле зажигания.
Примечания и дополнения
- Схема подключения реле зажигания, назначение его контактов и проводов.
- Помимо реле зажигания 113.3747-10 в электрооборудовании автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 широко применяется аналогичное реле 113.3747 (без ушка).
Реле зажигания ВАЗ 2109
Как и втягивающее реле стартера, реле зажигания служит для дистанционной активации электродвигателя стартера и для зацепления бендикса вместе с венцом маховика.
Реле функционирует на основе электромагнита, где на сердечник наматывается катушка.
Конструкция и принцип работы
При прохождении электрического тока по катушке создается электромагнитное поле, под действием которого перемещается внутрь сердечника якорь. При прекращении питания поле пропадает, якорь начинает свободно перемещаться по сердечнику.
Реле зажигания включает в себя следующие компоненты:
- Электромагнит;
- Якорь;
- Возвратная пружина;
- Контакты;
- Пара обмоток.
Электромагнит, в свою очередь, включает в свою конструкцию две катушки.
Тип катушки | Особенности |
Удерживающая катушка | Она соединяется с корпусом реле зажигания, а также выводом управления |
Втягивающая катушка | Втягивающая катушка соединяется с контактом электродвигателя, а также клеммой управления |
Принцип действия узла основан на следующем:
- При поступлении напряжения на контакт управления, по катушкам начинает идти электрический ток. Это приводит к появлению электромагнитного поля, под действием которого якорь осуществляет перемещения, сжимая возвратную пружину;
- Также якорь выполняет перемещение бендикса, затем штока, который замыкает контакты, замыкающие аккумуляторной батареей с электромотором стартера;
- При замыкании контактов на выводе втягивающей катушки, которая двигается к выводу мотора, подается плюс. Так ток прекращает прохождение по ней — магнитное поле исчезает, но якорь при этом остается во втянутом положении из-за воздействия магнитного поля от удерживающей катушки;
- Якорь возвращается в свое изначальное положение после запуска двигателя и отключения питания, что происходит под действием возвратной пружины;
- При этом размыкаются контакты, бендикс выводится из зацепления;
- Контактами втягивающего реле являются болты, которые установлены в текстолитовой крышке, а также пластины (могут иметь круглую или прямоугольную форму). Они замыкают болты при осуществлении перемещений якоря.
Проверка и замена
Если автомобиль демонстрирует признаки неисправности, появились признаки поломки элементов системы зажигания, не спешите во всем сразу винить стартер, модуль. Зачастую виновником может оказаться незначительный по размерам и стоимости элемент — релюшка.
Для проверки реле вам необходимо:
- Вооружиться омметром или более подходящим для автомобилиста мультиметром, где есть все необходимые режимы;
- Выполнить проверку показателей сопротивления;
- Проверяем удерживающую катушку, подключив один вывод тестера к выводу подключения реле, а второй — на массу, то есть корпус;
- Далее выполняется проверка втягивающей обмотки. Здесь клеммы подключаются к болту подключения обмотки возбуждения электромотора стартера и болту подключения провода управления;
- При отсутствии сопротивления вывод только один — поломка.
Ремонтировать релюшку зажигания не имеет никакого смысла. Элемент подлежит только замене. К тому же, стоит он копейки.
Для замены вам потребуется выполнить несколько простых операций. Мастером по ремонту авто здесь быть вовсе не обязательно.
- Отключите аккумуляторную батарею, сняв с нее минусовую клемму.
- С помощью шлицевой отвертки открутите четыре самореза на кожухе рулевой колонки. Это позволит вам без труда снять элемент.
- С помощью крестовой отвертки открутите еще один саморез, который удерживает нижнюю часть кожуха.
- Демонтируйте защитный кожух рулевой колонки.
- В нижней части располагается колодка жгута с проводами, куда подключено релюшка зажигания.
- Чтобы заменить реле, вам необходимо просто отключить устройство от колодки, а на его место установить новый элемент.
- Проверьте результат работы авто с уже новой релюшкой.
Как видите, ничего сложного в проверке и замене устройства нет. Выходит из строя оно не так часто, но следить за состоянием реле зажигания стоит.
Потребители замка зажигания, или о том, что не работает при выходе из строя контактной группы
Эта статья будет полезна тем, кто хочет модернизировать замок зажигания (например, сделать запуск двигателя с кнопки) или испытывает проблемы с замком. Описывается только электрическая часть замка. Замок зажигания рассмотрим в варианте ВАЗ-2114. Он, в отличии от замка ВАЗ-2108, работает совместно с реле зажигания.
Замок имеет 4 положения, из которых в действительности используются только 3:
- 0 — все потребители выключены (используется крайне редко)
- 1 — зажигание включено
- 2 — включен стартер
- 3 — парковка (ключ вынут из замка)
К контактам 7 (розовый) и 8 (коричневый) замка всегда подведено напряжение с аккумулятора. Эти провода подключены параллельно и соединяются в монтажном блоке. Разделение на два провода сделано, по видимости, для надежности, а может сложилось исторически — эти провода можно заменить и одним проводом.
Коричневый провод подключает систему зажигания (карбюраторный вариант), панель приборов и некоторые другие потребители.
Розовый отвечает за всю остальную нагрузку.
Нагрузка проводов и контактов замка
Коричневый и голубо-черный провода питают реле зажигания, катушки реле стеклоподъемников и реле обогрева сидений, карбюраторную электронику, бортовой компьютер и панель приборов, реле контроля исправности ламп, лампы заднего хода, передний стеклоочиститель, а также подают сигнал на ЭБУ, иммобилайзер и бортовой компьютер.
- Красный провод (контакт 5) питает катушку дополнительного реле стартера и даёт сигнал в БСК. ВНИМАНИЕ: в LADA Samara-2 питание на стартер подается непосредственно, без дополнительного реле!
- Черный провод (контакт 2) питает «габариты», подкапотную лампу, катушки реле противотуманных фар и дальнего света, подсветку номера, бортовой компьютер, подсветку кнопок и панели приборов.
- Голубой провод (контакт 4) наиболее нагруженный. Он питает вентилятор отопителя, задние противотуманные фонари, стеклоочистители заднего стекла и фар, катушки реле фароочистителей и обогрева заднего стекла, ближнего и дальнего света, подсветку «бардачка». Этот провод отключается при включении стартера (положение 2 замка).
- Розовый подключает черный, голубой и красный провода, следовательно нагрузка на нём суммируется.
На днях у меня при выезде из гаража, неожиданно пропало питание на габариты (свет), печка, в общем все, что связанно с розовым проводом, поскольку он питающий, хотя дворники работали. Предпосылки начали появляться приблизительно около 2 месяцев назад. все началось с того, что у меня пропали габариты при положении замка в положении вынутого ключа.
Я подумал на тот момент ну и хрен с ним, все остальное работает, и слава богу. Позже начал периодически отказывать вентилятор печки, и в итоге у меня отпаялся розовый провод поскольку в контактной группе контакт был все хуже и хуже. В итоге была заменена контактная группа на новую.
Знаю что можно было припаять, что я в начале и сделал, но поскольку сам контакт проплавил пластик, мне его не удалось вернуть на место чтобы все работало корректно (или неохото было) и куплена новая контактная группа…
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.