Всегда удивляла всенародная любовь к «девяткам» и практически полное забвение АЗЛК 2141. Хотя на мой взгляд, практически по всем параметрам девятка проигрывала.

Давайте, попробуем сравнить. Для удобства буду обозначать 2109 и 2141, соответственно.

Старт производства:

2109 — 1987 г.
2141 — 1986 г.

Двигатели (объем, л.с.):

  • 2109 — ВАЗ-21081 (1099, 54), ВАЗ-2108 (1289, 64), ВАЗ-21083 (1499, 69), ВАЗ-2111-80 (1499, 72, инжектор), был еще 1,6i, но совсем редкость.
  • 2141 — УЗАМ-331.10 (1479, 71), ВАЗ-2106-70 (1569, 80), УЗАМ-3317 (1699, 86), ВАЗ-21213 (1690, 83), Renault-F3R (1998, 114) и редкая редкость — дизельный Ford-XLD418 (1753, 60).

То есть по двигателям 2141 всегда был мощнее. Правда, по эксплуатации УЗАМы были спорными моторами, капризными. (Эту фразу я часто слышал в сервисах, занимающихся 2141). Но цифры берут свое — Москвичи были мощнее. Расход больше, но, незначительно — 1-2 литра.
Объем бака, между тем разнился более весомо — 43 л. у 2109 против 55 у 2141. То есть автономность поездки у АЗЛК была больше на 100 километров с хвостиком.

Кстати, для Москвича проектировалась собственная линейка моторов, ради чего строили аж целое моторное производство.

«Для линейки переднеприводных «Москвичей», которая по оригинальному замыслу должна была включать в себя базовые модели «Москвич-2141» (хэтчбек), «Москвич-2142» (седан), «Москвич-2335» (пикап) и «Москвич-2901» (универсал повышенной вместимости или минивэн), было сконструировано оригинальное семейство бензиновых и дизельных двигателей «Москвич», включавшее моторы АЗЛК-21415 (1,8 литра, 8 клапанов); АЗЛК-21416 (1,8 литра, 16 клапанов); а также турбодизель объёмом 1,8 литра АЗЛК-21413 . Для производства этих двигателей, при АЗЛК создавалось собственное моторное производство.

Однако завод двигателей, будучи построенным к началу девяностых годов на 90-95 % (данные разнятся), из-за начавшегося экономического кризиса и невозможности погашения предприятием кредита в $800 млн, предоставленного в конце восьмидесятых банком ВТБ под закупку импортного оборудования, достроен не был, а позже его установленное оборудование было разукомплектовано, списано и просто утрачено.»

Ну как бы, да, АЗЛК — это не народный АвтоВаз, который может позволить себе работать в убыток, и, который, все равно, поддержит государство.

Габариты (длина, ширина, высота, клиренс):

  • 2109 — 4006 мм, 1650 мм, 1402 мм, 165 мм.
  • 2141 — 4350 мм, 1690 мм, 1400 мм, 163 мм.

В принципе, сопоставимые значения, но за счет длины, да и ширины, 2141 внутри, казался, значительно больше 2109.

Да и багажник в 370 л. у 2141 был ощутимо больше 330 л. у 2109.

Несмотря на то, что 2109 на 135 кг. меньше, максимальная скорость, чаще всего была выше у 2141.

Не смог к сожалению найти цены на новые 2141 и 2109 года так 1990-го, но, сомневаюсь, что они разнились очень уж сильно.

Справедливости ради, отмечу, что запчасти на Москвича, уже после остановки производства стоили гораздо больше, чем запчасти на 2109. По крайней мере, кузовщина.

Несмотря на все это, я не понимаю всенародной любви к 2109 и забвения 2141.

Какую машину лучше взять Москвич-2141 или ВАЗ-2109?

Начинающим водителям, имеющим недостаточный опыт вождения, нет смысла покупать дорогие автомобили. Для наработки навыков подойдут поддержанные модели отечественного автопрома. Под такую категорию неплохо вписываются Москвич-2141 и ВАЗ-2109. Но и тут возникают сомнения о том, что из них лучше выбрать. Поэтому стоит ознакомиться с их особенностями, выявить всевозможные общие и отличительные черты.

Москвич-2141

Представляет собой легковой автомобиль, принадлежащий третьей группе малого класса. Производство длилось с 1986 по 1998 год на автомобилестроительном заводе имени Ленинского комсомола. С 1998 по 2002 год производилась модернизированная модель, получившая название «Святогор».

Москвич-2141

От остальных моделей семейства отличался более округлым обликом, благодаря чему удалось добиться улучшения аэродинамики. Выпускался в кузове пятидверный хэтчбек, наделялся переднеприводной компоновкой. Поставлялся с пятиступенчатой механической коробкой передач. На передней оси применялась подвеска типа McPherson, сзади устанавливали зависимую подвеску с поперечной тягой.

Установленная трансмиссия обладала уникальной особенностью, которая заключалась в расположении первичных и вторичных валов. Их располагали горизонтально, практически на одинаковой высоте, что позволило значительно снизить высоту силового агрегата. Также это привело к усилению пассивной безопасности.

В стандартное оснащение входит следующее:

  • Галогенные фары.
  • Бамперы в цвет кузова.
  • Обогрев заднего стекла.
  • Задний дворник.
  • Задние брызговики, защищающие от брызг грязи во время движения.
  • Прибор измерения частоты вращения коленчатого вала.
  • Тканевое покрытие сидений.
  • Складываемый ряд сидений.
  • Подголовники в количестве двух штук.
  • Пакет для курящих.
  • Фиксация ремней безопасности.

Салон Москвич-2141

За дополнительную оплату устанавливались передние противотуманные фары, электропривод боковых зеркал, карманы на спинках передних мест, стеклоподъемники с электроприводом всех дверей. Кроме того, была возможность установки радио, CD-плеера, а также системы централизованной блокировки замков, которая позволяет одновременно открыть или закрыть все двери автомобиля. Кузов можно было выбрать в металлическом цвете.

Характеристика автомобиля ВАЗ-2109

Представляет собой переднеприводный автомобиль, относящийся ко второй группе малого класса. Принадлежит Волжскому автомобилестроительному заводу, представлен в кузове хэтчбек. В России производство длилось с 1987 по 2004 год.

ВАЗ-2109

Имеются модификации с механической четырёхступенчатой, а также механической пятиступенчатой коробкой передач. Комплектовался четырехцилиндровым карбюраторным бензиновым двигателем. Имеет переднюю независимую подвеску с усиленными стабилизаторами поперечной устойчивости. Сзади устанавливалась полунезависимая подвеска с поперечной балкой.

С 1991 года началась разработка нового дизайна передней части кузова. Через несколько лет на эти машины устанавливались двигатели с увеличенным объёмом, где использовали систему точечной подачи топлива путём принудительного впрыска.

Стандартное оборудование включает в себя:

  • Электрический обогреватель заднего стекла.
  • Электроблокировка дверных замков.
  • Бортовая система контроля.
  • Очиститель заднего стекла.
  • Плафон индивидуального освещения.
  • Левое и правое наружное зеркало.
  • Полка багажника.
  • Брусья безопасности передних дверей.

Салон ВАЗ-2109

Более дорогие модификации включают передние электростеклоподъемники, противоугонное устройство, противотуманные фары, возможность подогрева передних сидений, задние подголовники. Также можно было установить наружные зеркала с противоослепляющим эффектом, добавить растительную набивку спинок передних сидений.

Чем похожи авто

Рассматриваемые модели относятся к переднеприводным автомобилям малого класса, имеют отечественное производство. Обе машины выпускались в кузове хэтчбек, наделялись механической коробкой передач. Передняя ось в обоих случаях представляет собой независимую подвеску с усиленными стабилизаторами поперечной устойчивости. Наделены рулевым механизмом реечного типа. Тормозная система обеих моделей включает передний дисковой механизм и задние барабанные тормоза.

Различия и как сделать выбор

Действительно, сходств между данными моделями немало. Причём это касается не только технических характеристик, но и внешнего облика. Несмотря на это, отличия, разумеется, тоже присутствуют. Они могут внести определяющую роль в принятии окончательного решения, поэтому на них следует остановиться подробнее. К основным различиям относится следующее:

  • Длина, ширина кузова, передняя и задняя колея, масса, а также размер колёсной базы первого автомобиля больше, чем у конкурента. Но при этом высота кузова и дорожного просвета меньше на несколько сантиметров.
  • Что касается экономичности, первая модель немного проигрывает. Расход топлива на 100 км составляет 9,9-10,8 литров. Во втором случае расходуется от 8,2 до 10 литров.
  • Мощность двигателей первой машины в зависимости от модификации равна 73-113 л.с. Двигатели ВАЗ-2109 слабее, их мощность составляет 54-78 л.с.
  • Если спереди данные модели имеют одинаковую подвеску, то задняя ось отличается. Москвич-2141 имеет заднюю зависимую подвеску с поперечной тягой. ВАЗ-2109 наделялся задней полунезависимой подвеской.
  • Время разгона до 100 км/ч в первом случае составляет 11,5-19,3 секунд. Максимальное время разгона ВАЗ-2109 равняется 17 секундам.
  • Москвич-2141 оснащён багажником, объём которого составляет 470 литров во всех комплектациях. Размер багажника ВАЗ-2109 составляет 330 литров.

Москвич-2141 и ВАЗ-2109

Данные автомобили производились практически в одинаковое время, поэтому имеют много общего, включая определённые недостатки. В обоих случаях придётся часто проводить антикоррозийную обработку, чтобы как можно дольше отсрочить процессы гниения. По некоторым параметрам выигрывает Москвич-2141, но его нельзя назвать экономичным, поскольку расход топлива довольно велик. Если есть возможность в приобретении более новой модели ВАЗ-2109, то стоит сделать выбор в ее пользу. В любом случае следует адекватно оценивать возможности обеих моделей и не ожидать больших возможностей.

«Девятка» или «сорок первый» – вечная советская дилемма

Неблагодарное это занятие сравнивать два технически и даже внешне почти одинаковых автомобиля, каждый из которых имеет своих поклонников. Речь идет о вазовской «девятке» и «Москвиче-2141», более известного в народе, как «сорок первый». Обе машины серийно начали выпускаться примерно в одно и то же время, однако их судьбы довольно серьезно различаются. Поэтому попробуем беспристрастно сравнить эти две модели, опираясь на факты.

Начало

«Сорок первый» появился раньше своего конкурента на один год, в 1986-м. Это был автомобиль, который резко отличался от своих предшественников буквально всем: внешним видом, приводом, салоном и стоимостью. Последняя была выше, чем у пошедшей в серию годом позже ВАЗ-2109. Разница составляла 10 %. «Москвичу» изначально приготовили место престижной машины.

 В перспективе АЗЛК собирался выпускать множество модификаций своей новой модели. Фото: YouTube.com
В перспективе АЗЛК собирался выпускать множество модификаций своей новой модели. Фото: YouTube.com

Справедливости ради надо сказать, что на самых первых порах так оно и было. К тому же еще «сорок первый» не так просто купить: например, в 1987-м ВАЗ выпустил 25 тыс. «девяток», а в 1988-м уже более 101 тысячи.

 Первые «Самары» имели короткое крыло и «маску» на передке. Фото: YouTube.com
Первые «Самары» имели короткое крыло и «маску» на передке. Фото: YouTube.com

В то время, как в АЗЛК с конвейера сошли 5344 и 21812 экземпляров соответственно. И то в последнем случае 8740 «Алеко» имел «шестерочный» двигатель ВАЗ (большинство получило мотор УЗАМ на 1,5 л).

Всего ВАЗ выпустил более 1,5 млн. «девяток», АЗЛК – 612 тыс. 030 единиц модели.

Модернизации

«Девятка» постоянно совершенствовалась: к самому концу 80-х обзавелась более мощным движком на 1,5 л (изначально присутствовал мотор на 1300 куб. см). В плане экстерьера машину стали делать с длинным крылом (с коротким авто штамповали до 1994-го), убрав «маску-лыжу» на передней части. Уже через десять лет ВАЗ-2109 стали оснащать двигатель с распределенным впрыском, а салон получил «высокую» центральную консоль-панель. В этом «образе» автомобиль выпускался вплоть до 2004-го, пока не уступил место своей рестайлинговой версии – ВАЗ-2114.

 Здесь уже длинное крыло. Фото: YouTube.com
Здесь уже длинное крыло. Фото: YouTube.com

Но и это не все перипетии, случившиеся с модернизацией автомобиля! АвтоЗАЗ, расположенный в соседней стране, из машинокомплектов, поставляемых ВАЗом, тоже производил «девятки».

 Европанель от 2114 в «Самару» можно установить и самостоятельно. Фото: YouTube.com
Европанель от 2114 в «Самару» можно установить и самостоятельно. Фото: YouTube.com

А в 2007-м начал оснащать их «евросалоном», который устанавливался в «Самара-2». Такую «модернизированную» ВАЗ-2109 завод выпускал аж до 2012 года, т. е. 35 лет с момента запуска в серию.

АЗЛК

У «сорок первого» все было не так радужно. И в техническом плане и внешне машина практически не менялась лет десять. Если не считать расточку уфимского мотора до объема 1,7 л. В 1998-м, когда в страну «нагрянул» дефолт, началось производство «Святогора». Автомобиль получил «раскосую» оптику Hella и движок Renault F3R.

 С зауженной оптикой «Святогор» выглядел стильнее обычного 2141. Фото: YouTube.com
С зауженной оптикой «Святогор» выглядел стильнее обычного 2141. Фото: YouTube.com

В этом виде машина сходила с конвейера до 2001 года, когда завод встал, а потом и закрылся.

 Цеха АЗЛК в начале 2000-х. Фото: YouTube.com

Причем последнее время продавали некомплектные машины.

Экстерьеры

Несмотря на то, что автомобили имеют некоторое внешнее сходство, их дизайн относится к совершенно разным школам. ВАЗ-2109 с угловатыми линиями и плоскими параллелями напоминает итальянский стиль Folded Paper, т. е. «резаная бумага». Внешне «девятка» схожа с Skoda Favorit, Lancia Delta.

 Сходство с Lancia Delta какое-то есть, но не так, чтобы очень. Фото: YouTube.com

Обводы «Москвич-2141» получились более плавными. Однако его внешность явно перекликается с французскими моделями аж середины 70-х: Simka 1308 («Автомобиль года-76») и Talbot Solara (передок).

 Впереди и сбоку АЗЛК действительно смахивает на Talbot Solara. Фото: YouTube.com

«Девятка» выглядит более динамично, но ей не хватало «детализации». Вариант с коротким крылом изобилует щелями на передке, а более поздней «Самаре» не хватает целостности образа, что как-то решено в 2114. «Алеко» в этом плане более изящен со своими поворотниками, «заворачивающими» на крыло, накладкой между задними фонарями (у «девятки» там просто металл) и колесными колпаками.

 АЗЛК не нуждается в задней щетке стеклоочистителя. Фото: YouTube.com

Нельзя не упомянуть и отличную аэродинамику «сорок первого»: благодаря ее продуманности дворник на заднее стекло не нужен! А вспомните ВАЗ-2109? Через пару километров езды в дождь в салонное зеркало видна только «амбразура», которую продирает стеклоочиститель (если работает).

 Porsche 924: вглядитесь в ручки! Фото: YouTube.com

Интересно сравнить дверные ручки моделей. У ВАЗ-2109 это элементы с язычками, позаимствованными у …Porsche 924 (так гласит легенда!). «Москвичевские» ручки требуется тянуть вверх – точно также, как у современного Logan. Недостатки: у «Самары» часто отламывался силуминовый язычок, а у «Алеко» с «открывашек» неистово слезала черная заводская краска.

Что внутри

В салоне – царство пластика. Интерьер этих моделей серьезно отличается от предшественников, где встречался, как, например, в «копейке», и голый металл. Здесь уже формованные детали, «свои» карты дверей, развитая центральная консоль и анатомические кресла с подголовниками. Правда, последние в «сорок первом» вряд ли смогли выполнять свои функции из-за далекого расположения от затылка водителя и пассажира.

«Девяточная» панель более низкая, что придавало ей некоторую «воздушность», да и выглядела привлекательнее «москвичевской». Но вот с приборами получилось как-то скудновато: нет тахометра, указателя давления масла, присутствовавших на ВАЗ-2103-06. У 2141 есть и «счетчик» оборотов двигателя, плюс, эконометр (он был на вазовском «Спутнике»).

 В АЗЛК предусмотрен тахометр. Фото: YouTube.com

В обеих моделях присутствовали явные эргономические просчеты. В «Самару» с удобством мог сесть водитель небольшого роста. Если правильно настроиться по рулю, педали и рычаг коробки окажутся далеко. А если наоборот, придется сильно сгибать локти. Да и переключатель дворников расположен слишком близко к «баранке»: первое время обязательно его задеваешь при активном рулении.

 Сзади в 2109 явно тесновато. Фото: YouTube.com

В «Москвиче» тоже неидеально: при высокой посадке крыша нависает над водителем. К тому же она почему-то лишилась ручек, которые есть в «девятке». А самые важные кнопки «сорок первого» неизвестно зачем замаскировали за рулем справа: найти во время движения их можно разве что на ощупь. Зато АЗЛК явно выигрывает в просторе: он длиннее, шире: в ВАЗе задним пассажирам совсем некомфортно. Однако было в интерьерах советских моделей и общее – «пение сверчков»! Пластиковые детали напоминали о себе со всех углов. По словам немецкой газеты Auto Zeitung, эти элементы «жили своей собственной жизнью».

 В АЗЛК сзади просторнее. Фото: YouTube.com

Особого упоминания заслуживает багажный отсек. При складывании задних сидений он существенно увеличивался (у «Москвича» – больше). Но общий минус был и там, и там: при загрузке вещей их нужно поднимать чуть ли не на метр от земли, да еще и переваливать через задний борт.

 Запасное колесо в «девятке» – под содержимым багажника. Фото: YouTube.com

«Запаска» – тоже не подарок. На ВАЗ-2109, чтобы ее «добыть», нужно разгрузить весь багажник. А на «Москвиче» – проявить чудеса гимнастики, чтобы достать колесо, закрепленное снаружи, и не испачкаться.

Техническая сторона

Подвеска «сорок первого» гораздо мягче, зато на «девятке» руль «острее», что и неудивительно. От одного края до другого на ВАЗе нужно совершить 3,5, «Москвиче» – 4,6 оборота. Большие колеса АЗЛК размера 165/80 R14 смотрятся гармоничнее и бездорожье на них преодолевать легче. С тормозным путем у обоих автомобилей примерный паритет: с 80 км/ч остановка – через 35-37 м.

По данным издания «За рулем» ВАЗ-21093 набирал «сотку» за 13,5 сек., «Москвич» – за 15,2 с жигулевским мотором и 17,8 – с уфимским.

А если ездить на них сегодня?

Так и ездят: хотя, Госпрограмма утилизации выкосила немалое количество «Алеко» и «Самар». Но вторичном рынке цены сильно разняться: еще живую «клумбу» можно купить тысяч за 25-30. Более ухоженные экземпляры оценивают в 100-120 тыс. руб. Ну, а если требуется «капсула времени» в приличном состоянии, придется выложить и 300 тысяч целковых.