Почему не работает вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114

Вентилятор на любом автомобиле, и ВАЗ-2114, снабженный инжектором, не исключение, необходим для принудительного обдува радиатора. Благодаря этому циркулирующая там жидкость охлаждается активнее, и на моторе сберегается более или менее приемлемая постоянная температура. Когда машина едет быстро, то вентилятор срабатывать не будет – в этом случае силовому агрегату вполне хватает естественного напора воздуха. Штатное охлаждение запускается в моменты остановок (без глушения двигателя) или при медленном движении. Как и любой другой узел авто, вентилятор может ломаться. Как отыскать причину и устранить неисправность, рассказывается далее.

Перегрев двигателя приводит к возникновению серьезных неполадок: поршня могут заклиниться, пробивается прокладка блока цилиндров, что приводит к необходимости проводить капитальный ремонт мотора. Чтобы защитить силовой агрегат от перегрева, важно поддерживать стабильную работу вентилятора охлаждения. В этой статье обсудим принцип работы устройства, схему его подключения, самостоятельную диагностику и ремонт, а также модернизацию схемы управления. Инструкция полностью подходит и для автомобилей Ваз 2115 и Ваз 2113.

Принцип действия

Вентилятор – это устройство, позволяющее повысить эффективность работы радиатора охлаждения. Радиатор забирает тепло от мотора и отдает его в воздух. Этот процесс ускоряется за счет обдува лопастями электровентилятора.

Охлаждающая жидкость течет по закрытой герметичной системе. Ее задача в том, чтобы забирать излишнее тепло от перегретых частей мотора. Горячий тосол течет в радиатор, подвергается здесь охлаждению и возвращается обратно. Находясь в радиаторе, ОЖ проходит через систему тонких трубок. Набегающий воздушный поток во время движения автомобиля способствует быстрому отводу излишнего тепла из подкапотного пространства.

Но когда автомобиль стоит в пробке или работает на холостом ходу, поток воздуха перестает его охлаждать. В этом случае система охлаждения может не справиться со своей задачей. Для создания потока воздуха искусственным путем и предназначен электровентилятор радиатора. Температура включения вентилятора на ВАЗ 2114 – 85 градусов Цельсия.

Получив сигнал о превышении допустимого значения температуры, датчик запускает механизм работы устройства. Создается искусственный воздушный поток, отводящий тепло от радиатора. Механизм действует до тех пор, пока уровень температуры не понизится до оптимального состояния.

Затем термовыключатель получает сигнал о достижении нормальной температуры и отключает работу вентилятора.

Устройство состоит из четырех пластмассовых лопастей, которые устанавливаются на вале ЭДГ. Специальный контроллер регулирует автоматический режим работы. Термостат снабжен твердым наполнителем, который чувствителен к изменениям температуры.

Имеется основной и дополнительный клапаны. Когда температура достигает 85 градусов Цельсия, открывается главный клапан.

Признаки неисправности

Выявить проблему с вентилятором несложно – если он не срабатывает, то происходит быстрый нагрев тосола. Бортовой компьютер получает соответствующий сигнал и на приборной панели вспыхивает индикатор, сообщающий находящемуся за рулем человеку о критической ситуации.

Водитель в данном случае обязан выключить силовую установку и выждать, пока она остынет, и лишь тогда трогаться с места, с соблюдением всех мер предосторожности.

Использовать транспортное средство с неисправной системой охлаждения весьма опасно. Неработающий вентилятор, особенно в летнюю жару, может стать причиной очень серьезной поломки. Как правило, перегревом в первую очередь повреждается головка блока цилиндров.

Отказ подтвердить несложно:

  • включите автомашину на холостой ход;
  • откройте капот;
  • дождитесь разогрева тосола.

Если электромоторчик вентилятора и не собирается срабатывать – то глушите инжекторный двигатель и приступайте к поиску причины. Произвести ремонт ключевого элемента системы охлаждения, по счастью, не очень трудно. Как найти проблему и устранить ее, расскажем далее.

Почему вентилятор может не работать

Сигнал блока управления говорящий о перегреве двигателя нельзя игнорировать. Чем быстрее вы отремонтируете охлаждение, тем меньшим будет риск возникновения других поломок.

Есть несколько основных причин, из-за которых на ВАЗ, оснащенном инжектором, перестает работать вентилятор. Речь идет об:

  • отказе реле;
  • обрыве проводки;
  • перегорании предохранителя;
  • нарушении контакта в колодках;
  • выходе из строя электромотора самого вентилятора.

В первую очередь необходимо проверить работоспособность обдувающего устройства. Сделать это просто:

  • отключите от него разъем питания;
  • присоедините клемму напрямую к батарее (ток постоянный, но соблюдать полярность не обязательно).

Если узел сработал, то неполадку необходимо искать в электрической цепи, когда же проблема не разрешилась – значит, явно неисправен электромоторчик.

Электроцепь

Итак, вы убедились, что сам пропеллер крутится, то есть двигатель, подключенный напрямую, работает. В этом случае необходимо заняться проводкой, осмотреть все соединительные колодки и выводы на предмет плохого контакта.

Первое на, что следует обратить внимание – это предохранитель. На рассматриваемый в настоящей статье ВАЗ инжектор ставится защитное устройство на 20 ампер. Найти его нетрудно – загляните в блок, расположенный под капотом – за вентилятор отвечает тот, что обозначен как F4. Перегорает устройство на самом деле редко, так как постоянных высоких нагрузок оно не испытывает. Убедиться, что элемент исправный очень просто – включите зажигание и нажмите на клаксон. Сигнал запитывается также через F4, а, следовательно, при его перегорании звука вы не дождетесь.

На ВАЗ модели 2114, оснащенной инжектором, также может выйти из строя реле. Стоит оно возле предохранителя.

Проверку осуществляют путем замены электромагнитного устройства на заведомо рабочее. Если данная мера не помогла, то поиск проблемы продолжается.

Датчик температуры

Теперь на ВАЗ необходимо проверить термодатчик. Когда он не работает, то вентилятор функционирует в аварийном режиме, то есть постоянно.

Проверка осуществляется так:

  • снимите с датчика питающий разъем;
  • включите зажигание.

Вертящиеся безостановочно лопасти говорят о том, что контролирующее температуру устройство вышло из строя. Ремонту оно не подлежит – покупайте новое и меняйте.

Сломан вентилятор

Когда рассматриваемый элемент системы охлаждения не подает признаков жизни, то многие просто покупают новый, но это вовсе не обязательно. Чаще всего отказ происходит из-за стирания щеток электромотора или износа подшипника. И то и другое продается отдельно и легко меняется.

Не удастся сберечь старый вентилятор вашего ВАЗ, когда в нем произошло замыкание или оборвался провод обмотки. Устранение этих поломок нецелесообразно.

Стоимость нового узла охлаждения относительно высока. Самый дешевый продают за 1 500, а наиболее дорогой вариант обойдется в 2 500.

Профессионалы за замену вентилятора обычно просят в пределах 400-500 целковых. Но, по счастью, желающим удастся отремонтировать собственный ВАЗ, не прибегая к их услугам, так как процедура не отличается особой сложностью.

Как поменять

Чтобы провести замену вентилятора охлаждения, потребуется исправный узел в сборе, а также:

  • крестообразная отвертка;
  • торцевые ключи на 10 и 8 миллиметров.

Прежде всего, поставьте свой инжекторный ВАЗ-2114 на стояночный тормоз. Дополнительно зафиксируйте колеса упорами, как того требует техника безопасности.

Далее действуйте следующим образом:

  • откройте капот;
  • снимите с батареи минусовый провод;
  • открутите болты, удерживающие на месте воздушный фильтр;
  • с помощью отвертки немного ослабьте фиксатор хомута воздуховода (он располагается возле ДМРВ);
  • демонтируйте гофру, отвинтив ее от воздушного фильтра, а потом снимите и последний узел;
  • уберите воздухозаборник, скрутив предварительно его болты 8-миллиметровым ключом;
  • получив полный доступ к вентилятору, отсоедините его кожух (он удерживается на месте 6 гайками);
  • отключите разъем питания;
  • вытащите неисправный элемент из подкапотного пространства;
  • поставьте на его место новый.

Процесс сборки осуществляется в порядке, обратном описанному выше.

Проверка работоспособности

После того как замена завершится, необходимо убедиться, что новый узел на вашем ВАЗ-2114 инжектор функционирует должным образом. Для этого:

  • заведите двигатель;
  • оставьте его на холостом ходу;
  • дождитесь, когда тосол нагреется и сработает принудительное охлаждение.

Как правило, это происходит примерно через 5-7 минут после запуска мотора. Теперь необходимо убедиться, что вентилятор самостоятельно отключится.

Иногда автолюбители сталкиваются с ситуацией, когда и новый, только что установленный узел не работает. Чаще всего так происходит по банальной причине – вам в магазине всучили брак. Если же что-то не так, то придется повторить проверку всех элементов, отвечающих за принудительное охлаждение двигателя в порядке, описанном выше.

Как видите, самостоятельное устранение проблем, связанных с неработающим вентилятором не является особо сложной задачей. Если же вы не уверены в собственных силах, то рекомендуем не экспериментировать, а обратиться в мастерскую.

Вентилятор на ВАЗ 2114 может не срабатывать по нескольким причинам:

  • Вышел из строя датчик включения.
  • Обрыв проводки к датчику или нет контакта в самом разъеме.
  • Обрыв питания в монтажном блоке.
  • Перегорел предохранитель или реле.
  • Вышел из строя электродвигатель вентилятора.
  • Проблема с ЭБУ.

Нужно пройтись по всем элементам схемы:

Для начала проверьте предохранитель, он расположен в монтажном блоке под капотом возле лобового стекла, по схеме он под номером пять (F5). Помимо вентилятора на этот предохранитель завязан сигнал, если у вас он работает, то предохранитель можно и не смотреть.

Если предохранитель на вентилятор целый, то нужно проверить предохранитель главного реле. Расположен он в салоне в районе левой ноги пассажира (для доступа к нему нужно снять пластиковую накладку). В блоке установлено три реле и в зависимости от года выпуска главное реле может стоять первым, вторым и третьим. Чаще всего оно стоит снизу. Ниже на фото отмечено главное реле и предохранитель.

Если предохранители в порядке, то далее нужно смотреть электровентилятор. Отключите разъем питания приходящий на электровентилятор и подайте напрямую 12 вольт с АКБ. На контакт с красно-белым проводом подайте плюс, а на контакт с бело-черным проводом минус. Если вентилятор не работает, то вероятно электромотор перегорел и вентилятор нужно менять. Если вентилятор срабатывает, значит далее нужно смотреть проводку к нему.

С помощью мультиметра проверьте питание на красно-белом проводе. При работе двигателя должно приходить постоянно 12 вольт. Если питания нет и при этом предохранитель F5 целый, то проблема в неисправности реле K6 или в контактах монтажного блока. Для того чтобы определить неисправность монтажного блока, отключите от него фишку возле реле и подайте на красно-белый провод 12В, если вентилятор сработал монтажный блок под замену. Ниже на фото отмечено место установки реле K6. Но часто все куда проще — отваливается от переокисления клемма (провода “+”) в монтажном блоке.

Далее прозвоните минусовой провод. Он идет к главному реле в салон автомобиля. Если провод не прозванивается, то смотрите его по косе, наверняка есть обрыв. Провод проходит возле чашки левого амортизатора и затем через моторный щит уходит в салон. Ниже на фото отмечен бело-черный провод приходящий к главному реле.

Для проверки датчика включения вентилятора, проводки к нему, а также ЭБУ снимите с датчика разъем и включите зажигание. Если датчик не рабочий, то вентилятор будет постоянно крутиться (работать в аварийном режиме).