115-120 кг
Вес двигателя легкового автомобиля составляет 10-12% от его массы. Важность весовой характеристики мотора становится понятной, когда водитель планирует демонтировать силовой агрегат из кузова транспортного средства самостоятельно, а не отдавать ее в руки мастеров СТО. Простота устройства движков ВАЗ 2109 позволяет автовладельцам ремонтировать их своими руками, но для этого важно определить, возможность демонтажа ДВС в сборе или по частям.
Содержание статьи
Сколько весит двигатель ВАЗ 2109
На девятку ставили разные моторы, собственного движка для этой модели машины АвтоВАЗ не выпускал, но модификация автомобиля ВАЗ 21099 комплектовалась двигателем с тем же индексом: 21099i (инжектор). Маркировка девяносто девятого силового агрегата применялась наряду с обозначениями 2111, 2114. Устанавливаемые на ВАЗ 2109 ДВС различаются в характеристиках, включая весовые, и представляют собой ряд из следующих моделей: 2108, 21081, 21083, 2111(-80), 11183(-20).
С навесным оборудованием
Приводимый в технических данных транспортного средства вес двигателя указывается в собранном виде со всеми обеспечивающими работу устройствами. Краткие сведения обо всех моторах для переднеприводных авто 2109, 21093 с кузовом хэтчбэк, 21099 седан приведены в таблице.
Показатели | 2108 | 21081 | 21083 | 2111-80 | 11183-20 |
Рабочий объём, см³ | 1300 | 1100 | 1500 | 1500i | 1600i |
Мощность, л. с. | 64 | 54 | 69 | 77 | 81-82 |
Вес, кг | 127 | 92 | 128 | 127 | 112 |
Двигатели рядные, 8-клапанные, с поперечным расположением в моторном отсеке, комплектовались карбюратором, экспортные версии оснащались инжекторным питанием (форсунками). Блок цилиндров моторов – чугунный, голова – из алюминиевого сплава. Закреплены силовые агрегаты вместе с механической коробкой передач и сцеплением на 3-х опорах.
Двигатели оснащены следующим навесным оборудованием:
- электрическое: стартер, генератор, система зажигания;
- термостат гидросистемы охлаждения;
- коллекторы впускной и выпускной, карбюратор или топливные форсунки;
- фильтры воздушный, масляный.
В автосервисах имеются специальные подъёмники для автомашин, тали для подвешивания тяжёлых узлов и деталей. Вес мотора с заполненной моторным маслом гидросистемой, присоединённой коробкой передач и сцеплением не превышает 130+30=160 кг, что для грузоподъёмного механизма с допустимой нагрузкой 0,5-1,5 т – легкий груз. Демонтируют на СТО силовые агрегаты ВАЗ 2109 без разъединения КПП и мотора, единым блоком.
Есть два способа снять двигатель вручную с помощниками: опустить мотор вниз, а машину поднять, или извлечь движок без коробки через верх моторного отсека вместе с комплектуемым оборудованием.
Без навесного
Чтобы осилить снятие ДВС в одиночку, его вес максимально уменьшают за счёт частичного снятия навесного оборудования снаружи блока цилиндров или полной разборкой его внутренностей. В результате разукомплектации движка остаётся самый тяжёлый его элемент – остов.
От того, сколько весит блок двигателя ВАЗ, зависит возможность водителю произвести демонтаж агрегата без привлечения помощников.
В зависимости от того, какой мотор установлен на девятке, блок цилиндров может иметь следующий вес (кг):
- 21083 – 31,3;
- 2111 – 28, 8;
- 11183 – 31,0.
Для проведения ремонта не всегда требуется разборка двигателя до пустого блока, часть деталей можно оставлять, контролируя остаточный вес силового агрегата. В таблице указана предельная масса деталей моторов ВАЗ 2109.
Наименование оборудования, запчасти | Вес, кг |
Головка блока цилиндров: пустая/в сборе для карбюраторного движка | 10/13,8 |
Коленчатый вал | 11 |
Шатунно-поршневая группа: шатуны – 4х0,7, поршни с пальцами 4х0,5 | 4,8 |
Электрооборудование мотора, всего | 9,1 |
в том числе: стартер КЗАТЭ – 3,7, генератор КАТЭК – 4,4, система зажигания – 1,0 | |
Маховик | 6,9 |
Приборы гидросистемы охлаждения: термостат – 0,4, помпа – 0,9 | 1,1 |
Выхлопной коллектор | 3,8 |
Аппаратура системы питания, всего | 7,1 |
в том числе: впускной тракт – 1,6, карбюратор ПЕКАР – 3,5, фильтр воздушный с фильтрующим элементом КС-43 – 1,0, бензонасос с мотором СОАТЭ в сборе – 1,0 | |
Гидросистема смазки: маслофильтр – 0,5, масляный насос – 1,7 | 2,2 |
Можно ли демонтировать мотор самостоятельно
Успешно извлечь силовой агрегат из кузова автомобиля доступно водителям, имеющим опыт слесарных работ, знания устройства автомобиля, просторный и обустроенный гараж со смотровой ямой. Понадобится также инструмент, тельфер или иное приспособление для подъёма тяжестей. Не лишним будет также пригласить толкового помощника: работать вдвоём безопаснее и проще.
Демонтаж состоит из операций по подготовке автомобиля к ремонту, отсоединения силового агрегата (мотор+КПП) от связей с кузовом, извлечения двигателя с коробкой или без неё из моторного отсека. Демонтировать движок самостоятельно можно в 2-х вариантах: в сборе с навесным оборудованием или после снятия с блока цилиндров внешней оснастки. Действия по подготовке автомобиля к демонтажу мотора следующие:
Отсоединение мотора от связей с кузовом производится, во-первых, посредством отключения электропроводов автомобильной сети от электрического оборудования, датчиков движка. Во-вторых, рассоединением шлангов, труб и патрубков систем выхлопа отработанных газов, подачи топлива, смазки, охлаждения. В-третьих, отсоединением от механизмов и узлов агрегата исходящих из салона тросиков, тяг, рычагов, а также опорных кронштейнов.
Существует 2 способа извлечь мотор из подкапотного пространства: опусканием агрегата вниз или подъёмом вверх.
Как уменьшить вес силовой установки при демонтаже
Степень разборки бензодвигателя определяется имеющейся в распоряжении ремонтников возможностью поднять определённый груз. Максимальная масса силового агрегата – 160 кг. Возможные способы сделать двигатель при монтаже легче в порядке приоритетности на примере ВАЗ 21083:
Разборку можно продолжить до полного освобождения мотора от оснастки. Минимальный остаток силового агрегата – блок цилиндров, вес которого составляет 31,3 кг.
Важность весовых характеристик обычно проявляется, когда автомобиль нуждается в капитальном ремонте или при проведении тюнинга отдельных его агрегатов. В отношении веса двигателя повышение его мощности достигается в том числе за счёт замены штатных деталей шатунно-поршневой группы облегчёнными изделиями.
Видео по теме
Каков вес двигателя ВАЗ-2109 с коробкой и без
Если вам потребовалось снять двигатель, то есть два выхода – обратиться на СТО или демонтировать агрегат самостоятельно. Существует два способа снять двигатель – опустить его вниз, а автомобиль поднять, или поступить наоборот – вытащить силовой агрегат через верх. Без помощи это сделать невозможно, так как вес двигателя автомобиля ВАЗ-2109 достаточно велик.
Какие силовые агрегаты использовались на ВАЗ-2109
Собственной модели мотора у этого автомобиля с маркировкой «2109» никогда не существовало, вместо нее устанавливались силовые агрегаты:
- 21081;
- 21083;
- 2108;
- 2111-80;
- 11183-20.
Изначально ВАЗ-2109 получил агрегаты 21081 и 2108, которые устанавливались на нее с 1987 по 1997 год. В основе их лежал карбюратор, который подавал топливо. Заменили эти силовые установки из-за неприятной для многих автолюбителей неисправности – при обрыве ремня на приводе ГРМ загибались крышки клапанов.
Карбюратором комплектовалась и модель 21083, с ней чаще всего встречаются «девятки». Разработали эту модель двигателя еще в 1987 году, а начали ставить ее только с девяностых.
Эта версия двигателя представляет собой модифицированный 2108. Основное отличие силового агрегата в том, что при обрыве ремня привода ГРМ поршни клапана не гнут.
Инжекторные модификации двигателя изначально предназначались только для экспорта. Они были разработаны на основе двигателя 21083. Первым вариантом был 2111-80, который после пережил глубокую модернизацию с целью увеличения его мощности. Преобразованный вариант выпускали под маркировкой 11183-20. С 1998 года автомобили с этими моторами стали продавать и на внутреннем рынке.
Масса двигателей и другие характеристики
Легче всего последняя модель двигателя 11183-20 – она имеет вес 112 килограммов. Остальные модификации тяжелее (почти 128 килограммов). Интересно, что самая легкая по весу модификация является наиболее мощной – в ней 81 лошадиная сила. Первые силовые установки были гораздо скромнее по параметрам – у 2108 всего 64 л. с., а у 21083 – 69 «лошадей».
Общим у силовых агрегатов является количество цилиндров – все оснащены четырьмя. При этом первая модификация имеет диаметр цилиндра 76 миллиметров, а последующие по 82 мм.
По объемам двигатели имеют следующие параметры:
- 2108 – 1,3 литра;
- 21083 – 1,5;
- 2111 – 1,6.
Мотор 21081 был аналогичен по основным параметрам базовому, но имел небольшую мощность – всего 54 лошадиные силы. Промежуточным вариантом, перед началом выпуска автомобилей с силовой установкой от «Калины», был инжекторный 2111-80. Количество «лошадей» в нем выросло до 72, а максимальная скорость достигла 160 км/ч.
Демонтаж двигателя
Уменьшить вес силовой установки можно если, снять ее без:
- КПП (ее вес около 30 килограммов);
- головки, имеющей массу примерно 10 килограммов.
Как правило, на пунктах СТО силовые агрегаты снимают в сборе с коробкой, тогда как при самостоятельном ремонте демонтаж проводят без навесного оборудования.
Приведем пример демонтажа двигателя, который описан в инструкции по эксплуатации автомобиля. Особенностью работы в этом случае является то, что двигатель снимается через дно автомобиля. Производитель рекомендует не отсоединять от него коробку, а сам автомобиль установить на подъемнике.
- Отсоедините клеммы, после чего снимите аккумулятор.
- Слейте охлаждающую жидкость и моторное масло.
- Демонтируйте защиту картера.
- Отсоедините глушитель и удалите воздушный фильтр.
- Ослабьте хомут шланга усилителя тормозов, который ведет к впускной трубе силового агрегата.
- От картера отцепите «массу», для этого потребуется вывернуть крепеж.
- С центрального контакта крышки трамблера снимите высоковольтный провод.
- При помощи отвертки поверните пружинный зажим и снять колодку с проводами, идущими от контактного гнезда трамблера.
- Снимите топливный шланг.
- Снимите наконечник троса сцепления с рычага его привода.
- Отсоедините провода от тягового реле, от вывода генератора и от запорного клапана карбюратора.
- Отсоедините шланги подачи воздуха к заслонке и топливный, ведущий к карбюратору.
- Снимите пружину с привода дросселя.
- Демонтируйте с крышки клапанов тросы приводов спидометра и акселератора.
- Отцепите колодку с проводом от экономайзера, удалите датчики давления масла и температуры жидкости в системе охлаждения.
- Демонтируйте отводящий шланг отопителя и тягу привода трансмиссии.
- Далее вам нужно будет отсоединить остальные проводники от коробки и отвести в сторону валы привода.
- После того как рулевая тяга и остальные части будут отсоединены, поставьте под мотор подставку и отверните гайки задней опоры крепления, затем правой передней и левой.
Перед тем как опустить двигатель, проверьте, все ли вы отсоединили от него. Для того чтобы вытащить двигатель из-под автомобиля, нужно поднять его переднюю часть.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.