115-120 кг
Вес двигателя легкового автомобиля составляет 10-12% от его массы. Важность весовой характеристики мотора становится понятной, когда водитель планирует демонтировать силовой агрегат из кузова транспортного средства самостоятельно, а не отдавать ее в руки мастеров СТО. Простота устройства движков ВАЗ 2109 позволяет автовладельцам ремонтировать их своими руками, но для этого важно определить, возможность демонтажа ДВС в сборе или по частям.
Сколько весит двигатель ВАЗ 2109
На девятку ставили разные моторы, собственного движка для этой модели машины АвтоВАЗ не выпускал, но модификация автомобиля ВАЗ 21099 комплектовалась двигателем с тем же индексом: 21099i (инжектор). Маркировка девяносто девятого силового агрегата применялась наряду с обозначениями 2111, 2114. Устанавливаемые на ВАЗ 2109 ДВС различаются в характеристиках, включая весовые, и представляют собой ряд из следующих моделей: 2108, 21081, 21083, 2111(-80), 11183(-20).
С навесным оборудованием
Приводимый в технических данных транспортного средства вес двигателя указывается в собранном виде со всеми обеспечивающими работу устройствами. Краткие сведения обо всех моторах для переднеприводных авто 2109, 21093 с кузовом хэтчбэк, 21099 седан приведены в таблице.
Показатели | 2108 | 21081 | 21083 | 2111-80 | 11183-20 |
Рабочий объём, см³ | 1300 | 1100 | 1500 | 1500i | 1600i |
Мощность, л. с. | 64 | 54 | 69 | 77 | 81-82 |
Вес, кг | 127 | 92 | 128 | 127 | 112 |
Двигатели рядные, 8-клапанные, с поперечным расположением в моторном отсеке, комплектовались карбюратором, экспортные версии оснащались инжекторным питанием (форсунками). Блок цилиндров моторов – чугунный, голова – из алюминиевого сплава. Закреплены силовые агрегаты вместе с механической коробкой передач и сцеплением на 3-х опорах.
Двигатели оснащены следующим навесным оборудованием:
- электрическое: стартер, генератор, система зажигания;
- термостат гидросистемы охлаждения;
- коллекторы впускной и выпускной, карбюратор или топливные форсунки;
- фильтры воздушный, масляный.
В автосервисах имеются специальные подъёмники для автомашин, тали для подвешивания тяжёлых узлов и деталей. Вес мотора с заполненной моторным маслом гидросистемой, присоединённой коробкой передач и сцеплением не превышает 130+30=160 кг, что для грузоподъёмного механизма с допустимой нагрузкой 0,5-1,5 т – легкий груз. Демонтируют на СТО силовые агрегаты ВАЗ 2109 без разъединения КПП и мотора, единым блоком.

Специалисты выполняют демонтаж мотора вместе с коробкой передач
Есть два способа снять двигатель вручную с помощниками: опустить мотор вниз, а машину поднять, или извлечь движок без коробки через верх моторного отсека вместе с комплектуемым оборудованием.
Без навесного
Чтобы осилить снятие ДВС в одиночку, его вес максимально уменьшают за счёт частичного снятия навесного оборудования снаружи блока цилиндров или полной разборкой его внутренностей. В результате разукомплектации движка остаётся самый тяжёлый его элемент – остов.

Снятие корпусных деталей двигателя облегчит демонтаж агрегата
От того, сколько весит блок двигателя ВАЗ, зависит возможность водителю произвести демонтаж агрегата без привлечения помощников.
В зависимости от того, какой мотор установлен на девятке, блок цилиндров может иметь следующий вес (кг):
- 21083 – 31,3;
- 2111 – 28, 8;
- 11183 – 31,0.
Для проведения ремонта не всегда требуется разборка двигателя до пустого блока, часть деталей можно оставлять, контролируя остаточный вес силового агрегата. В таблице указана предельная масса деталей моторов ВАЗ 2109.
Наименование оборудования, запчасти | Вес, кг |
Головка блока цилиндров: пустая/в сборе для карбюраторного движка | 10/13,8 |
Коленчатый вал | 11 |
Шатунно-поршневая группа: шатуны – 4х0,7, поршни с пальцами 4х0,5 | 4,8 |
Электрооборудование мотора, всего | 9,1 |
в том числе: стартер КЗАТЭ – 3,7, генератор КАТЭК – 4,4, система зажигания – 1,0 | |
Маховик | 6,9 |
Приборы гидросистемы охлаждения: термостат – 0,4, помпа – 0,9 | 1,1 |
Выхлопной коллектор | 3,8 |
Аппаратура системы питания, всего | 7,1 |
в том числе: впускной тракт – 1,6, карбюратор ПЕКАР – 3,5, фильтр воздушный с фильтрующим элементом КС-43 – 1,0, бензонасос с мотором СОАТЭ в сборе – 1,0 | |
Гидросистема смазки: маслофильтр – 0,5, масляный насос – 1,7 | 2,2 |
Можно ли демонтировать мотор самостоятельно
Успешно извлечь силовой агрегат из кузова автомобиля доступно водителям, имеющим опыт слесарных работ, знания устройства автомобиля, просторный и обустроенный гараж со смотровой ямой. Понадобится также инструмент, тельфер или иное приспособление для подъёма тяжестей. Не лишним будет также пригласить толкового помощника: работать вдвоём безопаснее и проще.

Для демонтажа двигателя понадобится напольный подъемник или тельфер
Демонтаж состоит из операций по подготовке автомобиля к ремонту, отсоединения силового агрегата (мотор+КПП) от связей с кузовом, извлечения двигателя с коробкой или без неё из моторного отсека. Демонтировать движок самостоятельно можно в 2-х вариантах: в сборе с навесным оборудованием или после снятия с блока цилиндров внешней оснастки. Действия по подготовке автомобиля к демонтажу мотора следующие:
Отсоединение мотора от связей с кузовом производится, во-первых, посредством отключения электропроводов автомобильной сети от электрического оборудования, датчиков движка. Во-вторых, рассоединением шлангов, труб и патрубков систем выхлопа отработанных газов, подачи топлива, смазки, охлаждения. В-третьих, отсоединением от механизмов и узлов агрегата исходящих из салона тросиков, тяг, рычагов, а также опорных кронштейнов.
Существует 2 способа извлечь мотор из подкапотного пространства: опусканием агрегата вниз или подъёмом вверх.
Как уменьшить вес силовой установки при демонтаже
Степень разборки бензодвигателя определяется имеющейся в распоряжении ремонтников возможностью поднять определённый груз. Максимальная масса силового агрегата – 160 кг. Возможные способы сделать двигатель при монтаже легче в порядке приоритетности на примере ВАЗ 21083:
Разборку можно продолжить до полного освобождения мотора от оснастки. Минимальный остаток силового агрегата – блок цилиндров, вес которого составляет 31,3 кг.
Важность весовых характеристик обычно проявляется, когда автомобиль нуждается в капитальном ремонте или при проведении тюнинга отдельных его агрегатов. В отношении веса двигателя повышение его мощности достигается в том числе за счёт замены штатных деталей шатунно-поршневой группы облегчёнными изделиями.
Видео по теме
Каков вес двигателя ВАЗ-2109 с коробкой и без
Если вам потребовалось снять двигатель, то есть два выхода – обратиться на СТО или демонтировать агрегат самостоятельно. Существует два способа снять двигатель – опустить его вниз, а автомобиль поднять, или поступить наоборот – вытащить силовой агрегат через верх. Без помощи это сделать невозможно, так как вес двигателя автомобиля ВАЗ-2109 достаточно велик.
Какие силовые агрегаты использовались на ВАЗ-2109
Собственной модели мотора у этого автомобиля с маркировкой «2109» никогда не существовало, вместо нее устанавливались силовые агрегаты:
- 21081;
- 21083;
- 2108;
- 2111-80;
- 11183-20.
Изначально ВАЗ-2109 получил агрегаты 21081 и 2108, которые устанавливались на нее с 1987 по 1997 год. В основе их лежал карбюратор, который подавал топливо. Заменили эти силовые установки из-за неприятной для многих автолюбителей неисправности – при обрыве ремня на приводе ГРМ загибались крышки клапанов.
Карбюратором комплектовалась и модель 21083, с ней чаще всего встречаются «девятки». Разработали эту модель двигателя еще в 1987 году, а начали ставить ее только с девяностых.
Эта версия двигателя представляет собой модифицированный 2108. Основное отличие силового агрегата в том, что при обрыве ремня привода ГРМ поршни клапана не гнут.
Инжекторные модификации двигателя изначально предназначались только для экспорта. Они были разработаны на основе двигателя 21083. Первым вариантом был 2111-80, который после пережил глубокую модернизацию с целью увеличения его мощности. Преобразованный вариант выпускали под маркировкой 11183-20. С 1998 года автомобили с этими моторами стали продавать и на внутреннем рынке.
Масса двигателей и другие характеристики
Легче всего последняя модель двигателя 11183-20 – она имеет вес 112 килограммов. Остальные модификации тяжелее (почти 128 килограммов). Интересно, что самая легкая по весу модификация является наиболее мощной – в ней 81 лошадиная сила. Первые силовые установки были гораздо скромнее по параметрам – у 2108 всего 64 л. с., а у 21083 – 69 «лошадей».
Общим у силовых агрегатов является количество цилиндров – все оснащены четырьмя. При этом первая модификация имеет диаметр цилиндра 76 миллиметров, а последующие по 82 мм.
По объемам двигатели имеют следующие параметры:
- 2108 – 1,3 литра;
- 21083 – 1,5;
- 2111 – 1,6.
Мотор 21081 был аналогичен по основным параметрам базовому, но имел небольшую мощность – всего 54 лошадиные силы. Промежуточным вариантом, перед началом выпуска автомобилей с силовой установкой от «Калины», был инжекторный 2111-80. Количество «лошадей» в нем выросло до 72, а максимальная скорость достигла 160 км/ч.
Демонтаж двигателя
Уменьшить вес силовой установки можно если, снять ее без:
- КПП (ее вес около 30 килограммов);
- головки, имеющей массу примерно 10 килограммов.
Как правило, на пунктах СТО силовые агрегаты снимают в сборе с коробкой, тогда как при самостоятельном ремонте демонтаж проводят без навесного оборудования.
Приведем пример демонтажа двигателя, который описан в инструкции по эксплуатации автомобиля. Особенностью работы в этом случае является то, что двигатель снимается через дно автомобиля. Производитель рекомендует не отсоединять от него коробку, а сам автомобиль установить на подъемнике.
- Отсоедините клеммы, после чего снимите аккумулятор.
- Слейте охлаждающую жидкость и моторное масло.
- Демонтируйте защиту картера.
- Отсоедините глушитель и удалите воздушный фильтр.
- Ослабьте хомут шланга усилителя тормозов, который ведет к впускной трубе силового агрегата.
- От картера отцепите «массу», для этого потребуется вывернуть крепеж.
- С центрального контакта крышки трамблера снимите высоковольтный провод.
- При помощи отвертки поверните пружинный зажим и снять колодку с проводами, идущими от контактного гнезда трамблера.
- Снимите топливный шланг.
- Снимите наконечник троса сцепления с рычага его привода.
- Отсоедините провода от тягового реле, от вывода генератора и от запорного клапана карбюратора.
- Отсоедините шланги подачи воздуха к заслонке и топливный, ведущий к карбюратору.
- Снимите пружину с привода дросселя.
- Демонтируйте с крышки клапанов тросы приводов спидометра и акселератора.
- Отцепите колодку с проводом от экономайзера, удалите датчики давления масла и температуры жидкости в системе охлаждения.
- Демонтируйте отводящий шланг отопителя и тягу привода трансмиссии.
- Далее вам нужно будет отсоединить остальные проводники от коробки и отвести в сторону валы привода.
- После того как рулевая тяга и остальные части будут отсоединены, поставьте под мотор подставку и отверните гайки задней опоры крепления, затем правой передней и левой.
Перед тем как опустить двигатель, проверьте, все ли вы отсоединили от него. Для того чтобы вытащить двигатель из-под автомобиля, нужно поднять его переднюю часть.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.