Неисправности и их устранение

Ремонт коробки передач во многом зависит от характера и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует предпринимать соответствующие действия для их устранения.

Неисправность Возможные причины Что нужно делать
Возникает шум в КПП
  • Износились зубья на шестеренках;
  • Износились подшипники;
  • Снизился уровень масла в коробке передач
  • Долейте масло;
  • Замените изношенные подшипники;
  • Поменяйте при необходимости сальники
Передачи переключаются с трудом
  • Сцепление выжимается не полностью;
  • Деформировалась тяга, которая управляет механизмом переключения скоростей;
  • Нарушилась целостность реактивной тяги;
  • Ослабло крепление шарнира или штока, который выбирает передачу;
  • Неправильно отрегулирован привод переключения скорости;
  • Сломались пластиковые компоненты привода переключения передачи
  • Попробуйте выпрямить тяги. Если это невозможно, замените их;
  • Затяните плотнее винты крепления;
  • Отрегулируйте привод переключения скоростей;
  • Замените поврежденные компоненты
Возникает самопроизвольное выключение передач
  • Повредились или износились торцы зубцов синхронизатора на шестеренке и муфте;
  • Возникли трещины, расслоилась резина на задних опорах;
  • Некорректно отрегулировали привод переключения скоростей;
  • Неправильно натянули защитный кожух тяги, из-за чего передача включается не полностью
  • Замените изношенные, деформированные элементы;
  • Поправьте положение кожуха (чехла) тяги;
  • Отрегулируйте привод
Передачи включаются с шумом, треском
  • Сцепление отключается не полностью;
  • Износилось блокирующее кольцо синхронизатора передачи, которая включается
  • Замените блокирующее кольцо
Возникла утечка масла из КПП
  • Износ сальника первичного вала;Износ шток
  • выбора скорости;
  • Поломка уплотнителя валика привода спидометра;
  • Ослабло крепление крышки на КПП или картера;
  • Повредился герметик, имеющийся под крышкой КПП;
  • Ослабло крепление закрытия сливного отверстия
  • Замените прокладки, используйте новый герметик и прокладки;
  • Подтяните все имеющиеся крепежные элементы;
  • Проверьте состояние сливной пробки

В большинстве случае проблемы с КПП устраняются путем ее демонтажа и разборки. Не беритесь за подобную работу, не обладая должными навыками и опытом.

Устройство КПП ВАЗ 2109

Коробка переключения передач Ваз 2109 — вид справа

Коробка переключения передач Ваз 2109 — вид справа: 1 — кронштейн троса привода сцепления, 2 — указатель (щуп) уровня масла, 3 — картер сцепления, 4 — вилка выключения сцепления, 5 — первичный вал КПП Ваз 2109, 6 — подшипник выключения сцепления, 7 — сальник вала привода колес, 8 — защитный чехол штока механизма переключения передач, 9 — задняя опора силового агрегата, 10 — привод спидометра.


Снятие коробки передач ВАЗ 2109

Первым делом, необходимо снять брызговик и защиту картера двигателя (если установлена).

Снимаем защиту картера двигателя

слить масло с коробки, сорвать гайки приводов и колеса. Если снятие происходит на яме, необходимо поддомкратить и вывесить переднюю часть автомобиля на «козелках» или других надежных подставках. Обязательно нужно отключить клеммы аккумулятора. Следующий порядок таков:

– снимаем трос сцепления

трос сцепления

Читайте также:  Рекомендации по правильной шумоизоляции пола в автомобиле отключаем трос спидометра;

трос спидометра

– на поднятом автомобиле, откручиваем шаровые опоры (рекомендуется открутить два болта крепления шаровой к «кулаку»);

откручиваем шаровые опоры

– срываем и снимаем левую продольную растяжку;

снимаем краб

– с помощью помощника, выдернуть привода из коробки – один натягивает монтировкой внутреннюю гранату

натягиваем внутреннюю гранату

(для предотвращения разбора привода в другом месте), второй резко дергает за колесо, выдергивая привод из коробки (после снятия одного привода, во избежание проворота и рассыпания дифференциала, необходимо вставить в коробку специальный стопор или старую гранату);

– открутив центральные гайки приводов, снять их;

– снять стартер ,

стартер

отключить массовый провод

и разъем датчика включения задней скорости

от коробки, защитный кожух маховика снизу

и отсоединить кулису переключения передач (предварительно наметив положение);

– затем поочередно открутить четыре точки крепления коробки передач к двигателю;

– обязательно необходимо зафиксировать двигатель, подперев его через гидравлический домкрат снизу, или вывесив, оперев на стаканы лонжерона;

фиксируем двигатель

Читайте также:  Частично Не Читается Номер Двигателя Что Делать 2021

– придерживая коробку, открутить и снять все опоры («подушки») крепления КПП к кузову;

– вдвоем с помощником, слегка пошатывая, попробовать отвести коробку в сторону от двигателя, ей необходимо около10 см для того, чтобы первичный вал вышел из диска и корзины сцепления;

– при снятии следует соблюдать осторожность, и не повредить первичным валом лепестки корзины сцепления.

Переборка кпп 2109

Большинство владельцев 2108-21099 знают о проблеме со включением, а иногда и выбиванием 2-ой передачи. И я оказался не исключение.

Так как стоимость работ на СТО меня не особо устроила, я решил сам перебрать кпп.

Как потом выяснилось, ничего в этом сложного нет. Без проблем с мурзилкой можно смело лезть в кпп!

Изучив очень много статей в интернете, изучив все тонкости, и я принялся за работу в тот момент, пока машина красилась (естественно красился только голый кузов), а всё остальное было в гараже и требовало немного ремонта.
Отвёз коробку на автомойку. Мне её там хорошенько вымыли.

На след день разбирал коробку, раскладывал по листочкам каждую детальку и подписывал очередной номер снятия.

Первая проблема возникла с гайками на валах, которые смог открутить только мой отец.

Вторая проблемка получилась с болтами, крепящие металлическую пластину, которая держит подшипники первичного и вторичного валов, под крестовую отвертку.

Ну ни как они не хотели откручиваться, что аж сломал 2е свои любимые большие отвертки, пока не приобрел ударную отвертку.

Ударная стала новой любимицей, отвертка СУПЕР.

Открутив пластину обнаружил развалившийся пластмассовый сепаратор подшипника вторичного вала.

Сепаратор

Сепаратор

И естественно шариковые подшипники были заменены на подшипники с металлическим сепаратором
А роликовые просто новыми

старые подшипники

старые подшипники

С горем пополам выковыриваем круглогубцами стопорные кольца подшипников и снимаем картер…
Обнаружил лопнувшую пружинку в механизме переключения передач, которая уменьшает люфт рычага и помогает выключать передачу.

Вот она зараза

Вот она зараза

Пробежался по всем автомагазинам и поиски увенчались неудачей.

И конечно все как один предлагали купить механизм в сборе за 1700 р, усердно утверждая что у меня нету выбора, что всё ровно придется купить его.

Специально за пружинкой я даже мотался на наше производство ГОК, в попытке найти что нибудь похожее, но увы…
Но на зло всем продавцам магазинов я естественно нашел помощь в GOOGLE(всегда к нему обращаюсь) и нашел интересную идею поставить пружинку с пробки радиатора ВАЗ Классика.

Очень удачно подошла для экспиремента старая пробка с 6ки отца.

Ну и конечно она подошла как родная.

Улавливающий стружку магнит на дне картера напоминал маленького ёжика.

Ёжик магнит

Ёжик магнит

После тряпочки с саляркой он стал просто квадратом.

А так хотел оставить его как домашнего любимца.

Механизм снят, валы достал.

Вся внутренность была вычищена и вымыта соляркой и стало внутри как у новой кпп.

На вторичном валу поменял все 5 синхронизаторов, и где то прочитал что чем больше зазор между шестерней передачи и синхронизатором, тем легче синхру остановить шестерню для включения последней…

По скольку муфты и шестерни не имели выработки, то менять их я не стал.

Всё аккуратно и с мурзилкой собираем всё обратно как было.

Ну и куда же без косяков?

А такие нашлись когда пытался вставить вилку переключения в муфту 1ой и 2ой передач…

После целого дня и ночи размышлений с книгой вспоминая, что собрал не так и только проснувшись утром меня осенило что муфта насажена на вал не той стороной.

Разобрав и собрав снова вал особо аккуратно, поставил вилку…Иииии…прям как бальзам на душу, всё встало на место.

НАДПИСЬ В КОНЦЕ ИНСТРУКИИИ ПО КНИГЕ ЗАВЕЛА МЕНЯ В ТУПИК!

«ЛИШНИХ ДЕЛАЛЕЙ ОСТАТЬСЯ НЕ ДОЛЖНО!

Осмотрев всё вокруг на столе я обнаружил того самого, бывшего ёжиком, магнит… пришлось еще раз разобрать, что бы он вырос и снова стал маленьким ёжиком лет так через 10.

Вдвоём с другом Денисом, мы разполовинили и собрали коробку обратно за 15 минут.

набор прокладок

набор прокладок

А вот куда ставится прокладка фиксатор, я так и не нашел.

Ну и полностью собрав коробку я обнаружил что забыл поменять сальник первичного вала который подтекал НЕГАТИВ.

Ну и конечно же не без помощи моего друга и брата кое как выковыряли этот сальник

это было долго

это было долго

и нервно.

и нервно.

И сразу был доработан колокол под 10ый маховик. На фото вроде видны места снятия лишнего металла.

Подточеный колокол

Подточеный колокол

Ну и конечно же куда же без небольшого тюнинга.

Аля жесткий карданчик.

И на кардан Калина не особо похож

И на кардан Калина не особо похож

И на машине уже весит и ждет карданчик короткоходная кулиса.

Как видно из текста выше что кпп ВАЗ 2109 просто не реально собрать не правильно!

Кпп уже стоит на машине и опробована на ходу.Вторая передача теперь включается без треска, а вот к рычагу нужно привыкать, так как ход стал короче ну и соотвецтвенно тяжелее.