Заменяя подшипники задней или передней ступиц на ВАЗ 2109, надо учитывать все обстоятельства, которые влияют на результат. Это качество приобретенного нового изделия, условия эксплуатации авто, состояние ходовой части. На степень сложности проводимых работ влияет, в том числе, наличие у владельца знания конструктивных особенностей машины.

Но определить возникшую неисправность самостоятельно вполне реально. А замена заднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 – не самая сложная процедура, при наличии нужного инструментария. С передней ступицей чуть посложнее, но ненамного.

Причина неисправностей ступичных подшипников

Ступичные подшипники на ВАЗ 2109 – детали, часто нуждающиеся в замене, слабое звено. Но основная причина такой слабости даже не качество изделий (хотя это тоже имеет значение), а качество отечественного дорожного покрытия в большинстве регионов.

В среднем, производители обещают 100 000 км пробега своим изделиям, однако, менять ступичные подшипники на ВАЗ 2109 приходится гораздо раньше. В условиях отечественных дорог это 50 000, максимум 60 000 км.

Причина неисправностей ступичных подшипников

На ВАЗ 2109 нет поворота задней оси, а ступицы жёстко крепятся к подвеске. Подшипник в ступице впрессован плотно, обеспечивая плавный ход вращения самой ступицы на валу. В этой конструкции не должно быть люфта, хруста, заедания, она отвечает за вращение колеса. А сильный удар по подвеске часто приводит к повреждению ступичных подшипников, лихая езда по бездорожью плохо влияет на ходовую часть.

На ведущие колёса вращающий момент передаётся через КПП с двигателя, если ступичные подшипники выходят из строя, это чревато заклиниванием и полной остановкой колеса. Так что, о необходимости замены ступичного подшипника на ВАЗ 2109 лучше всего заботиться заблаговременно.

Причины преждевременного износа детали:

  • Нет смазки или недостаточное её количествоЕзда по бездорожью, особенно неаккуратная. Резкое попадание колеса в колдобину, яму, «ударное» преодоление ухабов и рытвин на высокой скорости.
  • Нет смазки или недостаточное её количество. Причиной потерь смазки становится повреждение защитных пыльников, смазка вытекает, а подшипник истирается и разрушается раньше срока. Повреждение сальников тоже ведёт к потере смазки.
  • Смазки слишком много.
  • Качество смазки невысокое или она не подходит данной модели.
  • Частый перегрев ступичного механизма.
  • Заменяя подшипник, затяжку выполнили неправильно. Перетянутая ступичная гайка (регулятор теплового зазора) приводит к выходу из строя, из-за трения и перегрева, конусных подшипниковых узлов. При слабой затяжке подшипники разбиваются за счёт возникающего люфта и биения.
  • Неправильная, неровная, с перекосами запрессовка. Как результат, нагрузки на подшипник неравномерны, износ тоже неравномерен, а работа элемента ненадёжна.
  • Езда по лужам, мокрой грязи, «по брюхо», на большой скорости. Грязь набивается во все швы, соединения, влага вымывает смазку, металл подвергается окислению, коррозии, трение нарастает, вызывая перегрев механизма.
  • Балансировка шин не была проведена. Возникающее без этого биение передаётся не только на подшипники ступицы, оно и в салоне ощутимо. Подшипники приобретают недопустимый люфт и разрушаются.
  • Недопустимый для конструкции размер дисков, колёсНедопустимый для конструкции размер дисков, колёс. Увеличивая вес колеса (более крупные весят больше), устанавливая красивые большие диски необходимо учитывать допустимые нагрузки со стороны такой конструкции на ступичный механизм. При несоответствии подшипники разрушатся быстро.
  • Перегрузки под действием разнонаправленных сил вращения и торможения, поворотов, в случае передних колёс. Неисправности тормозной системы, резкие торможения, проблемы с рулевым управлением повышают нагрузки на подшипники, также приводят к их выходу из строя.
  • Проблемы с амортизаторами. В этом случае механизм испытывает чрезмерные, неравномерные ударные нагрузки.

Конечно, при аккуратной езде ступичные подшипники на ВАЗ 2109 потребуют замены после оговоренных производителями 100 000 км пробега, у любой детали свой срок службы. Так или иначе, необходимость замены определяется по ряду характерных признаков. Их желательно знать, чтобы вовремя поменять ступичный подшипник на ВАЗ 2109, но не позволить недобросовестным специалистам СТО навязать дорогостоящую, ненужную услугу.

Диагностика неисправности ступичного подшипника

Признаки появившейся проблемы проявляются, прежде всего, в шуме, сопровождающем движение. Звук разгоняющегося поезда метро – вот на что больше всего похож возникающий вой, он может исходить с одной стороны или с обеих, его появление в шуме ходовой части чётко указывает на появление проблем в ступичном механизме. В самом начале проблема даёт о себе знать на скорости 50 км/ч, при разгоне, на поворотах шум будет усиливаться.

Послушайте как звучит неисправный ступичный подшипник в этом видео:

Важно не путать шумы от подшипников и похожую шумовую «сигнализацию» от КПП или редуктора заднего моста. Сходство большое, однако, трансмиссия «заявит» о себе на старте, при разгоне, смене режимов движения. Подшипники ступиц дают постоянное «звуковое оформление», к которому позже добавляются стук, другие характерные шумы, вибрации.

При обнаружении характерных шумов стоит попытаться устранить неприятность, простой подтяжкой ступичной гайки. Потом надо проверить узел, скорее всего, шума больше не будет. Но это вариант, который поможет без проблем доехать до мастерской или другого места для ремонта. Подтяжки хватит на 100 – 200 км пути.

Признаки того, что ступичные подшипники на ВАЗ 2109 пора менять:

  • обратите вниманиеПри движении, особенно на поворотах, характерный шум, переходящий в вой, а также стук, хруст, тарахтение. Может возникать только с одной стороны. Кстати, если уже слышен скрежет или хруст, подшипник разбит, а замена нужна срочно, хрустят частицы металла, отколовшиеся от механизма.
  • В самом салоне ощутима вибрация. Она передаётся с повреждённых ступиц на рулевое колесо и корпус. Обычно это признак того, что смазки в подшипнике по каким-либо причинам осталось немного, зато он забит грязью. Попадание внутрь подшипников грязи, инородных предметов вызывает выкрашивание, разрушение материала шариков и кольца.
  • Вибрации педали тормоза.
  • Любые посторонние звуки от механизмов подвески, лучше сразу проверить состояние ступичного узла.
  • Передние подшипники стуком, вибрацией предупреждают о сильном люфте, гул указывает на плохое состояние, износ сепараторов, кольца или роликов.

Узнать, какой именно подшипник пострадал, помогает езда на небольшой (порядка 50 км/ч) скорости, «змейкой». При этом необходимо внимательно слушать возникающие при поворотах шумы, они укажут на проблемный узел. Также надо прослушивать, какая ось, передняя или задняя, тут крутой поворот поможет выявить проблему в передней ступице.

Чтобы окончательно прояснить возможные проблемы подозрительных узлов, надо:

  • важные фактыприподнять колесо домкратом;
  • проверить на люфт само колесо, не снимая, подёргать его к себе, от себя, в разных плоскостях, если узел в порядке, люфта не будет (сильного, небольшой в пределах допустимого);
  • для уверенности, что проблема именно в подшипнике, надо, чтобы кто-нибудь выжал тормоз при проверке, если с нажатой педалью люфта нет – подшипник подлежит замене;
  • вручную вращая колесо, убедиться в наличии или отсутствии шумов в механизме, колесо должно вращаться плавно, беззвучно, без заедания или вибрации;
  • повреждённая деталь сильнее нагревается, это вполне проверяемо на ощупь;
  • при снятом колесе и тормозном диске, проверяется люфт самой ступицы, двигать её надо тоже вручную, в сторону оси, сильный люфт говорит о необходимости замены;

На такую неисправность внимание обращать важно вовремя, езда с шумом и вибрацией приносит дискомфорт пассажирам, водителю. При отсутствии своевременного ремонта, разрушение переднего подшипника приведёт к возникновению большого люфта. Колесо начнёт «вилять», машина теряет управление.

Задний подшипник просто обездвижит машину, заклинив колесо. Кроме этого, вследствие такой поломки, со временем обязательно пострадает вся стойка, тогда ремонт будет сложнее, а также намного дороже.

Марки ступичных подшипников, рекомендуемые для ВАЗ 2109

Чтобы качественно провести ремонт, а деталь служила долго, важно её правильно подобрать.

Марки ступичных подшипников

Нужный вид изделия — подшипник:

  • закрытой формы (уплотнение двухстороннее);
  • двухрядный, обычно, шариковый (256907, 256706), хотя встречаются роликовые (537906, 537907), у роликовых выше грузоподъёмность, радиально-упорный.

Выпускаются предприятиями Вологды, Саратова, Самары. Рекомендованы вологодские – 23 ГПЗ (VBF), а также саратовские – SPZ, Самарские ненадёжны, их невысокая цена не окупает малый срок службы, низкое качество. Китайский аналог – VKBA 1307 (задней ступицы) и VKBA 1306 или VKBA 3786 (передней ступицы) рекомендованы, но с оговорками.

Параметры для ступичного подшипника ВАЗ 2109:

  • диаметр должен составлять: внешний – 6 см, внутренний – 3 см (задний), 6,4 см внешний и 3,4 см внутренний (передний);
  • ширина составит 3,7 см для обеих деталей;
  • весит деталь 0,4 кг;
  • шариков должно быть 28.

Не следует выбирать изделие, руководствуясь только низкой ценой. Качество может оказаться невысоким. Польские СХ, литовские Craft, российские АПП уже зарекомендовали себя ненадёжными, от партии к партии их качество нестабильно. Значит, подшипник из «удачной» партии прослужит долго, «неудачный» сломается сразу.

Советских времён подшипники, которым придают товарный вид абразивными материалами и инструментами, тоже продают в огромных количествах. Они дёшевы, размеры изменены, внутренняя структура металла нарушена. Также много реализуется дешёвого контрафакта, в том числе, с якобы российскими клеймами.

В целом, покупать подшипники лучше у официальных представителей российских предприятий или проверенных фирм, в магазинах автозапчастей.

Рейтинг изготовителей ступичных подшипников

№ п/п Название Рейтинг % голосов Отзывы, +/-
1 SKF 4.2 25 37/3
2 SNR 3.9 22 37/6
3 FAG 3.9 12 19/2
4 MOOG 4.5 9 13/0
5 NSK 4.5 8 11/0
6 NK 3.1 8 12/1
7 Koyo 3.4 5 12/4
8 Meyle 3.5 2 9/5
9 FEBI 3.0 2 10/6
10 GSP 2.7 1 11/9
11 ESPRA 2.7 0 4/3
12 Stellox 2.0 0 0/3
13 Optimal 2.1 0 5/10
14 FENOX 1.7 0 5/13
15 TORQUE 1.3 0 3/14
16 Febest 1.3 0 3/18

Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109

Замена переднего ступичного подшипника ВАЗ 2109, особенно с помощником, при наличии нужных инструментов (они есть почти у каждого автовладельца), занимает чуть более часа по времени. Эта процедура аналогична выполняемой на ВАЗ 2110-2115, для Калины или Приоры, по причине полной идентичности ступичного узла.

Инструменты

Чтобы замена переднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 была выполнена быстро, качественно, все необходимые предметы должны быть под рукой:

пассатижи (круглогубцы);
крупная плоская отвёртка (хорошо, если есть набор, но можно обойтись малым);
ключи накидные гаечные, № 10, 13, 17, 19;
ключ шестигранный, №10;
молоток, зубило, монтировка;
ключ № 30, удлинённый, можно воспользоваться торцовой головкой, тех же размеров;
хорошо иметь оригинальный съёмник для ступицы, ВАЗовский, это существенно упростит работу, но можно использовать тиски;
инструмент динамометрический (ключ), без него трудно правильно, с нужным усилием, потянуть гайку ступицы;
универсальный съёмник тоже пригодится.

Для проведения работ понадобится хорошее освещение, также ускорит работу наличие смотровой ямы или эстакады. Поверхность, на которой устанавливается машина должна быть ровной. Под задние колёса подводят упоры, это могут быть обычные деревянные бруски – «башмаки», а передачу на КПП выставляют 1-ю.

Выполняем собственноручную замену ступичного переднего подшипника ВАЗ 2109

Пошагово, предпринимаются такие действия:

  1. Гайку передней ступицы немного отпускают в самом начале, прежде, чем авто подняли домкратом.Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109
  2. Фиксация переднего колеса тоже должна быть ослаблена.
  3. Колесо надо демонтировать, гайка ступичного подшипника скручивается ключом № 30. Это непросто, гайки ступицы обычно «прикипают» к резьбе. Так что, ключ или головку потребуется удлинить, положим, обрезком трубы, для увеличения плеча рычага.                   Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109
  4. Суппорт фиксируют 2 болта, их свинчивают ключом № 17, отсоединяя суппорт от поворотного кулачка.
  5. Отвёрткой разгибаются колодки, суппорт надо убрать, как удобнее, лучше положить на подставку, подвешивать на шланге нежелательно, он может быть повреждён.
  6. На болтах закреплен ещё тормозной диск, который тоже подлежит демонтажу. Болты шаровой опоры удобно развинтить накидным ключом, потом снимают кулак.Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109
  7. Развал колёс в процессе обязательно нарушится поэтому прежде, чем снимать кулак, зубилом отмечают место регулировочного болта в стойке и положение самого кулака. Тогда при сборке узла первоначальный развал восстановить реально, пусть не в точности, то очень близко к идеальному.
  8. Вручную ступицу выколачивают из элемента, с помощью соответствующего диаметра обрезка трубы, потом круглогубцами убирают стопорное кольцо.Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109
  9. Саму деталь снимают, выпрессовывая, что удобно выполнить специальным съёмником.
  10. Теперь то место, где был подшипник, необходимо тщательно очистить от грязи, ржавчины (для этого есть специальные металлические щётки или скребки, можно пользоваться для этого даже кухонным ножом), нанести слой смазки – солидол.               Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109
  11. Приобретенный новый передний ступичный подшипник, рекомендованный для ВАЗ 2109, требуется впрессовать в кулак. Кстати, идеально на место новая деталь сразу, скорее всего, не встанет. «Сажать» на место понадобится вручную, используя всё тот же обрезок трубы, подходящего диаметра, вбивая деталь в кулак. И перекосов здесь нельзя допускать, кулак – на ровной поверхности, наставка – точно по диаметру, строго на месте, удары молотка аккуратные, с дозированным усилием.

Обратите внимание! Работа пойдёт легче, если перед работой деталь охладить в морозильнике, ступицу прогреть газовой горелкой.

После всего производится сборка узла, предыдущие операции выполняются в обратном порядке, от возвращения на место стопорного кольца, до установки колеса. Ступичную гайку хорошо затянуть динамометрическим инструментом, усилие 20 H*m.

После того, как замена переднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 была произведена, понадобится проверить степень успешности и качество работы. С этой целью, установив колесо, приподнимаем авто повыше, как при начальной диагностике, проверяя на наличие люфта (покачать колесо во всех плоскостях), плавность и бесшумность вращения. Если вместо очень тихого, ровного гула слышится стук, щелчки, вращение с усилием, люфт больше нормы – работу надо переделывать.

Данный способ считают самым простым, при альтернативном варианте смотровая яма или эстакада необходима. Если применять данный метод замены ступичного переднего подшипника ВАЗ 2109 своими руками, то самое сложное – не нарушить развал колёс. Иначе надо проводить повторную регулировку.


Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109

По отзывам автовладельцев, процедура замены заднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 своими руками проще, чем замена ступичного подшипника переднего. Инструментарий требуется почти тот же, хорошо, если есть ВАЗовский съёмник, полный набор накидных ключей, отвёрток, а машину можно загнать на эстакаду.

Самое необходимое, почти наверняка, есть в гараже (да и в багажнике перевозится) у любого автовладельца:

пассатижи;
хотя бы один накидной ключ, № 12 (набор иметь неплохо, но можно справиться им одним);
ключ или головка с воротком, № 30;
универсальный съёмник или тиски, для выпрессовки;
молоток, деревянные бруски, большая плоская отвёртка, зубило, монтировка.
Из прочих приспособлений может пригодиться кусок трубы, динамометрический ключ, газовая горелка.

Замена заднего ступичного подшипника на ВАЗ 2109

Для выполнения этой разновидности ремонтных работ необходимо:

  1. Для начала, после снятия защитного колпачка, ступицу надо расконтрить, молотком и зубилом, также ослабляется ступичная гайка и болты, фиксирующие колесо. Чтобы работу упростить, можно удлинить рукоятку ключа обрезком трубы, чтобы получить более длинный рычаг.
  2. Как и в случае с передним колесом, надо выставить 1-ю передачу, только «башмаки» теперь подкладываются под передние колёса.
  3. Теперь можно окончательно демонтировать заднее колесо.
  4. Чтобы снять теперь тормозной диск, надо выкрутить направляющие штифты, а диск, если плохо снимается, можно прокрутить или сбить молотком (подложив брусок, как прокладку).
  5. Ступичную гайку с цапфы можно снять съёмником.
  6. А теперь, надо надеть колесо на место, можно с недокрученными болтами и дёрнуть на себя – ступица снимется с ним. Можно использовать съёмник, но это если он есть. Возможная сложность – внутреннее кольцо подшипника так и осталось на цапфе, придётся доснимать его при помощи зубила с молотком.
  7. Стопорные кольца фиксируют деталь внутри ступицы, так что, прежде повреждённого подшипника надо убрать это кольцо, отвёрткой, круглогубцами. Деталь же из ступицы лучше выпрессовать съёмником. Правда, можно и молотком выбить, поставив в качестве подставки трубу нужного диаметра.
  8. Ступица изнутри, место её нахождения тщательно очищают, промазывают солидолом.
  9. Теперь надо запрессовать новый подшипник, тисками, съёмником или при помощи проставки с молотком.
  10. После установки на место стопорного кольца, можно вернуть ступицу обратно на ось, при возникновении сложностей, на этом этапе подшипник надо «подтолкнуть» с внутренней стороны, с помощью свечного ключа или того же обрезка трубы.
  11. Вернув на место гайку вместе с шайбой, запрессовать ступицу, возвращается также тормозной диск и колесо.
  12. Ступичную гайку надо затянуть, лучше динамометрическим инструментом, но, если нет, гайку затягивают приблизительно с тем же усилием, что было до демонтажа.

Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109 Как поменять задний ступичный подшипник на ВАЗ 2109

Все работы займут не более 1 часа, хотя опытному мастеру 15 минут хватает. Обязательно по окончании работ, проверить ход колеса и люфт, это покажет, насколько правильно проведена замена.