Замена масло в КПП пятиступка ВАЗ 2109 старого образца

Пришло время замены масла в КПП, давно это было больше рекомендованного срока 5 лет.
Крутился, крутился и не нашел я щупа коробки и сливного.Снял колесо левое и увидел пробку, открутил ее отуда вылетела пружина какая то, потом я понял что это!

Посмотрел видос и понял, что это не то место для слива, нашел другую пробку слива и вверху пробку залива. Ели открутил все пробки и на всех до меня кто, то из слесарей послизывал грани пробок, пришлось купить две новые и одну под заднюю передачу

Фото в бортжурнале LADA 21093
Восстановление пробки слива масла под заднюю передачу восстановить, так как нет в продаже ее и наварил новую гайку на нее!Купил масло поменял, пришлось делать приспособу для залива воронку и шланг.Масло ушло 3 с хвостиком литра.

Пропала задняя передача! Это итог того, что я не поставил шарик на 8 мм, который я не нашел после того как открутил пробку, которую нельзя было откручивать для слива! Теперь буду все делать по новой, сливать масло и искать шарик, которого нет нигде в продаже!

Новые пробки слива и залива

Новые пробки слива и залива
Масло КПП с маркировкой GL4

Масло КПП с маркировкой GL4

 

Фото в бортжурнале LADA 21093
Фото в бортжурнале LADA 21093

Как залить масло в коробку ваз 2109 своими руками

Механические коробки передач отечественных автомобилей, в отличие от некоторых других узлов и механизмов, получились довольно надежными. В частности, на автомобиле ВАЗ 2109 коробка передач имеет большой запас прочности, и если не нарушать режим эксплуатации и своевременно обслуживать – она с легкостью отрабатывает пробеги, исчисляемые сотнями тысяч километров.популярные трансмиссионные масла
Более подробно о том, какое масло заливать в коробку передач можно прочитать тут.Одним из важных пунктов в обслуживании МКПП на рассматриваемом автомобиле выступает замена трансмиссионного масла. Стоит отдать должное конструкторам АвтоВаза: они спроектировали КПП таким образом, что поменять в ней масло своими руками вполне реально.

При этом не понадобится никаких специальных приспособлений и специфических знаний. О том, как залить новое масло в коробку передач ВАЗ 2109 – читайте в нашем материале.

Что потребуется для замены масла

Для самостоятельной замены потребуется как минимум следующее:

  • домкрат, смотровая яма или подъемник;
  • баллонный ключ для колесных болтов;
  • рожковый или торцевой ключ на 17;
  • пустая емкость для отработки;
  • шприц или другое приспособление для заливки масла; шприц для замены масла
  • чистая ветошь.

При подготовке к замене есть несколько моментов, о которых следует упомянуть.

  1. Нужно учитывать, сколько масла в коробке передач ВАЗ 2109. То есть емкость для старой смазки нужно подбирать соответствующую, чтобы впоследствии не собирать пролитую отработку. Если вы единственный владелец авто, производите замену впервые и уверены, что до этого не было неквалифицированных вмешательств, то максимальный объем масла в коробке не будет превышать 3,3 литра. Соответственно, канистра объемом 4-5 литров вполне подойдет для этой цели. Если на коробке предусмотрен щуп, то предварительно можно проверить уровень смазки. Часто в качестве емкости для отработки используется пластиковая 5-литровая бутылка из-под технических жидкостей.
  2. Необходимо позаботиться о безопасности. Замена масла в МКПП предусматривает частичное нахождение человека под передней колесной аркой. Поэтому важно соблюсти как минимум два элементарных правила: надежно застопорить автомобиль и установить страховочную подставку на случай падения домкрата.

Как часто нужно менять масло

По техническому регламенту замена масла в коробке передач ВАЗ 2109 должна производиться каждые 75 тысяч километров пробега или один раз в 5 лет. Учитывается тот параметр, который наступает первым.

отработанное мало

С завода в коробку передач заливается минеральное трансмиссионное масло. Это означает, что срок его службы относительно невелик. А чрезмерные нагрузки на МКПП и прочие негативные факторы могут существенно снизить регламентный эксплуатационный период.

Рассмотрим несколько ситуаций, когда смазку нужно поменять вне зависимости от того, сколько осталось времени или пробега до очередной замены:

  1. Рычаг переключения передач становится тугим или невнятным. Часто причиной этому становится именно деградировавшая смазка. Механизм переключения на автомобиле ВАЗ 2109 находится в самой коробке и омывается трансмиссионным маслом. Механизм переключения передач внутри МКПП ваз 2109
  2. Зимой, при запуске двигателя на нейтральной передаче, машина немного дергается. Минеральное масло, помимо своей естественной склонности к загустению зимой, после определенного срока становится еще более чувствительным к низким температурам.
  3. Появление посторонних звуков со стороны МКПП. Этот фактор свидетельствует о том, что процесс разрушения деталей МКПП уже начался. Но часто оперативная замена масла устраняет шумы и продлевает срок службы шестерен и подшипников на довольно большой срок.
  4. Течь масла. Причин здесь может быть множеств. Неисправная система вентиляции МКПП, повреждение после наезда на препятствие, плохо завернутая сливная или контрольная пробка, сальники фланцев полуосей и т. д. Если до срока замены осталось немного, то лучше вместо доливки поменять трансмиссионную смазку полностью.

Процесс замены масла своими руками

Для замены масла в механической коробке передач ВАЗ 2109 подойдут смазки класса GL-3 или GL-4. Вязкость подбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации.

Например, для северных районов понадобится более жидкая смазка с вязкостью 75W-80, 75W-85 или 75W-90. Для более теплого климата можно заливать 80W-85 или 80W-90.

Класс вязкости зимних трансмиссионных
масел
Температура запуска двигателя на морозе, °С
70W -55
75W -40
80W -26
85W -12
Класс вязкости летних трансмиссионных масел Температура эксплуатации масла
80 20
85 30
90 40
110 45
140 50
190 55
250 60

Брать густые трансмиссионные масла с индексом зимней вязкости 85W не желательно, так как зимой это создаст дополнительную нагрузку на МКПП и станет причиной перерасхода топлива.

Также рекомендуется заливать полусинтетическое масло. Оно по праву считается наиболее рациональным вариантом, если рассматривать соотношение цена-качество.

Совет.
Экспериментировать с другими классами или вязкостями не стоит. Сегодня рынок изобилует смазками всех типов и видов. И даже в отдаленных районах можно без проблем найти необходимый вариант.

Сколько заливать масла в коробку? Исходя из того, что должно слиться немногим более трех литров, приобретать нужно не менее этого объема. Сегодня многие производители выпускают трансмиссионное масло в 4-литровых емкостях. Этого количества как раз хватит. И еще немного останется в запасе на случай доливки или другой непредвиденной ситуации.

Сливаем старое мало

Перед тем как поменять масло в коробке, желательно его разогреть. Для этого в летний период будет достаточно проехать 5-10 км, зимой чуть больше. После этого ставим автомобиль на яму или приподнимаем левую переднюю часть на домкрате и снимаем колесо.

В нижней левой части МКПП есть два болта. Один закрывает сливное отверстие. Второй – контрольно-заливное. Подставляем под коробку порожнюю емкость.

откручиваем болт для слива масла из коробки

Сначала откручивается верхний болт. Извлекать его нужно аккуратно, так как под ним установлен пружинный клапан. Иногда шарик залипает в отверстии. В этом случае его нужно подцепить отверткой или любым другим подходящим предметом. С верхнего отверстия может слиться немного масла.

сливаем отработанное масло из коробки

После этого откручивается нижний болт. Через сливное отверстие выходит основной объем отработавшей смазки. Если на коробке предусмотрен щуп, то контрольный болт можно не выкручивать. Достаточно извлечь щуп, чтобы не создавалось разряжение воздуха, и процесс слива не затягивался.

Заливаем новое масло

Перед заменой смазки нужно тщательно взболтать канистру. Некоторые присадки могут частично оседать на дно.

На МКПП ВАЗ 2109 трансмиссионное масло может заливаться двумя способами в зависимости от конструктивных особенностей. Если предусмотрен щуп – удобнее производить заливку через него. Если щупа нет – заливка осуществляется через контрольное отверстие на коробке.

заливаем масло в коробку

Для этой операции понадобится шприц или специальная лейка со шлангом. Изготовить ее можно из пластиковой бутылки и трубки с диаметром до 10 мм.

Смело заливаем 3 литра масла. После этого проверяем его уровень при помощи щупа или путем извлечения заливной трубки из контрольного отверстия на МКПП.

На щупе есть метки. Превышать уровень, вопреки советам «бывалых», не стоит. Если случайно вышло залить на 1-2 мм больше – это не страшно. Но если уровень значительно выше допустимого – это негативно скажется на эффективности смазки и на сроке службы масла.

В случае с контрольным отверстием заливать нужно до тех пор, пока смазка не начнет вытекать через него.

Видео по замене масла на Ваз 2109

Заключение

Процедура замены трансмиссионного масла в МКПП ВАЗ 2109 – довольно простая, но в то же время важная процедура. Своевременная замена с соблюдением технологии позволит коробке отработать свой регламентный срок без появления проблем, связанных со смазкой.

Замена масла в коробке передач ВАЗ 2109

Приспособление для замены масла в коробке передач автомобиляРассмотрим некоторые нюансы замены трансмиссионного масла в коробке передач автомобилей ВАЗ 2109 и их модификаций.

На этих автомобилях его придется заменить раз в пять лет или каждые 75.000 км пробега. Проверку уровня рекомендуется проводить раз в 15.000 км пробега.

Необходимые инструменты, приспособления и запчасти

  • Накидной ключ на «17».
  • Канистра трансмиссионного масла (4 литра).
  • Емкость для слива старого масла (не менее 5 литров).
  • Толстая трубка и воронка для залива масла в коробку.

Подготовительные работы

  • Прогреваем коробку (проезжаем километров 10-15).
  • Устанавливаем автомобиль на смотровую яму.
  • Снимаем защиту моторного отсека.
  • Очищаем от загрязнения поверхность коробки передач рядом со сливной пробкой.
  • Подставляем под сливную пробку емкость для слива масла.

Особенности замены трансмиссионного масла в коробке передач автомобилей ВАЗ 2109

На автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливались как минимум две коробки передач: 2108 и 2109. Менять масло в них одинаково, но в коробке 2108 нет щупа, поэтому заливать новое масло придется через отверстие для контроля уровня сбоку коробки.

Порядок действий при замене трансмиссионного масла в коробке 2109 таков.

1. Отворачиваем пробку сливного отверстия.

Используем накидной ключ на «17». Пробку очищаем от загрязнения.

Сливная пробка коробки передач 2109

Пробка отверстия слива трансмиссионного масла в коробке передач 2109

2. Сливаем старое трансмиссионное масло.

В заранее подставленную емкость.

3. Заворачиваем обратно и затягиваем сливную пробку.

Используем тот же ключ на «17».

4. Заливаем новое трансмиссионное масло.

Вставляем шланг с воронкой в отверстие под щуп в верхней части коробки передач. Постепенно, небольшими порциями, заливаем масло. Полностью четыре литра заливать не нужно. Заливаем три, выжидаем и проверяем уровень по щупу. Если нужно, доливаем еще немного, пока уровень не придет в норму.

Щуп для проверки уровня масла в коробке передач 2109

Щуп для проверки уровня масла в коробке передач 2109 и сапун вентиляции

На коробке 2108 отверстия под щуп нет, но есть в боковой стенке коробки отверстие для заливки и контроля уровня масла. Для замены масла нужно вывернуть его пробку, вставить туда шланг, залить новое масло по нижнюю кромку контрольного отверстия. После чего завернуть пробку.

Все, замена трансмиссионного масла в коробке передач автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью произведена. Осталось только проехаться и посмотреть не потекли ли сальники внутренних ШРУСов (например, в случае если было залито густое минеральное, а поменяли на жидкое полусинтетическое масло).

Если все в порядке радуемся исчезновению гула в коробке и четкости переключения передач.

Примечания и дополнения

В коробку передач автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций можно лить различное трансмиссионное масло. Как минеральное, так и полу и полностью синтетическое. На автомобилях первых годов выпуска туда с завода лили вообще моторное, как в двигатель.

В настоящее время лучше всего лить полусинтетику. Зимой с ним коробка легче выходит на рабочий режим, и ее сальники не должны потечь (по крайней мере сразу).