фильтр тонкой очистки топлива

В топливной системе карбюраторных двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций применяется фильтр тонкой очистки топлива.

Он устанавливается в разрыв топливоподающей магистрали до бензонасоса. Его задача отфильтровывать всю грязь, идущую в бензонасос и далее в карбюратор.

Менять фильтр тонкой очистки топлива рекомендуется раз в 10-15 тыс км пробега, либо при обнаружении явного засорения топливной системы, после проведения ее прочистки (бензобак, топливные магистрали).

Необходимые инструменты и приспособления

— Крестовая отвертка для ослабления хомутов на топливных шлангах

— Новый топливный фильтр тонкой очистки топлива

Подготовительные работы

— Подставляем под фильтр емкость для сбора топлива

Содержание статьи

Порядок замены фильтра тонкой очистки топлива на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

1. Ослабляем затяжку хомутов на топливных шлангах.

Делаем это при помощи крестовой отвертки или ключа на «7», или «8».

2. Извлекаем штуцера фильтра из топливных шлангов и снимаем его.

Шланги глушим болтами на 8 мм и затягиваем хомутами.

3. Устанавливаем новый топливный фильтр тонкой очистки.

Стрелка на корпусе фильтра должна смотреть в направлении бензонасоса.

4. Затягиваем крепления хомутов.
5. Проверяем наличие подтеков бензина.

Подкачиваем бензин рычагом ручной подкачки на бензонасосе, пускаем двигатель и проверяем наличие подтеков топлива на топливных шлангах, закрепленных хомутами и на самом корпусе фильтра (возможно, он треснут).

Примечания и дополнения

— В первую очередь, засоренный фильтр тонкой очистки топлива, даст о себе знать появлением «провалов» и рывков в работе двигателя автомобиля при нажатии на педаль газа, как на низких, так и на высоких скоростях. Помимо этого возможен неустойчивый холостой ход (обороты «плавают»).

Какие топливные фильтры устанавливаются на автомобили ВАЗ 2109/2114/2115

На автомобили ВАЗ перечисленных моделей устанавливаются фильтры, предназначенные для различных силовых установок. Они делятся на два вида: для грубой очистки (сетка в бензонасосе) и тонкой очистки ФТО (отдельный фильтр).

Фильтр грубой очистки ВАЗ

Фильтр грубой очистки ВАЗ расположен внутри бензонасоса

Фильтры, предназначенные для карбюраторных систем, изготавливаются из прочного и прозрачного материала, как правило, пластмассы. Прозрачность корпуса разрешает наблюдать за состоянием чистоты и своевременно менять расходник. Эти модели способны очищать топливо в зоне 15–20 мкм. Внутрь них ставится какой-либо из этих материалов: фетр, войлок или бумага.

Для инжекторных систем автомобилей ВАЗ нужна уже очистка куда более высокого значения. Поэтому фильтры для инжекторных «девяток», ВАЗ 2114 и 2115 отличаются. Они бывают изготовлены из нержавейки и устанавливаются отдельно.

Для грубой очистки используются пластинчато-щелевые, сетчатые и ленточные, которые задерживают сор, попадающийся в топливе. Напротив, в ФТО используются элементы, выполненные из пористых материалов.

Какие лучше

Фильтры топливные, особенно для моторов с инжектором, обязаны обладать нужным качеством очистки. Поэтому лучшим можно назвать тот очиститель, пропускная способность которого составляет не менее 5–7 микрон (инжектор) и 15 микрон (карбюратор). Кроме того, он не должен проваливаться в случае давления в 3–5 бар.

Ещё рекомендуется обращать внимание при выборе на способ крепления патрубков топливной системы. Существуют модели с шестигранной фиксацией и модели с креплением на защёлках. Последние более удобны в плане замены.

Примерная стоимость замены фильтров очистки топлива

Замена занимает примерно 30–50 минут времени, в зависимости от модели детали. В связи с этим различается и стоимость процедуры в СТО, которая рассчитывается согласно потраченному количеству времени.

На самом деле, рекомендуется изначально договариваться с работником сервисного центра о стоимости процедуры, согласовывать время и т.п. Как правило, цена замены начинается от 700 рублей и не переходит черту в 1000–1200 рублей.

Цена самого топливного фильтра ВАЗ не превышает 200–600 рублей.

Где расположены очистители

Месторасположение топливных фильтров на моделях ВАЗ зависит от двигателя. На инжекторных и карбюраторных системах они расположены в разных местах.

Расположение фильтра на карбюраторных ДВС

На карбюраторных ВАЗ очиститель топлива расположен под капотом. Установлен он под тормозным бачком (главным), зафиксирован с помощью 2-х хомутов.

Фильтр для карбюраторных ВАЗ

Фильтр для карбюраторных ВАЗ находится под тормозным цилиндром

Расположение очистителя на инжекторе

На ВАЗ с инжекторной системой ФТО устанавливается под авто, сзади возле глушителя. Он вмонтирован в виде картриджа в топливную магистраль. Для его осмотра или демонтажа приходится автомобиль поднимать на эстакаду или яму.

Как заменить топливный фильтр грубой и тонкой очистки на ВАЗ 2109/2114/2115

Замену на этих модификациях ВАЗ можно осуществить своими руками. Достаточно получить грамотную информацию, правильно представить себе процесс снятия и установки детали целиком, акцентировать внимание на нюансах.

Замена на карбюраторных автомобилях ВАЗ 2109/2114/2115

Алгоритм замены на карбюраторных ВАЗ начинается, прежде всего, со снятия элемента.

  1. Вначале ослабляются хомуты, которые расположены по обе стороны фильтра (сначала тот, что ближе к двигателю, затем другой).
  2. Потом отсоединяются топливные шланги.

Снятие фильтра тонкой очистки

Чтобы снять фильтр тонкой очистки, нужно ослабить хомуты и вынуть оба топливных шланга

Таким образом, можно легко и просто снять фильтр на карбюраторных ВАЗ.

Если в ходе снятия шлангов начнёт вытекать горючее, срочно закрыть отверстие пробкой. Демонтируя расходник, рекомендуется держать под рукой заглушку или просто тряпку.

Новый фильтр устанавливается на место старого так:

  • найти стрелку на фильтре;

Стрелка на фильтре

Стрелка на фильтре должна смотреть на бензонасос

  • поставить его так, чтобы стрелка смотрела на бензонасос.

В конце нужно не забыть подтянуть хомуты.

Если металлические хомуты шлангов износились, плохо фиксируют шланги, винты прокручиваются, лучше будет их заменить. Стоят хомуты недорого (20–30 рублей).

Остаётся произвести подкачку топлива в фильтр, ведь новый элемент будет сухим. Подкачка проводится вручную. Нажать следует на рычаг бензонасоса пару раз. Одновременно смотреть на фильтр — должно быть видно, как он заполняется.

Видео: как заменить топливный фильтр на ВАЗ 2109

 

Замена на инжекторных автомобилях ВАЗ 2109/2114/2115

На автомобилях с инжекторными системами топливный фильтр находится в другом месте. Процесс замены тоже отличается, прежде всего, тем, что машину нужно поднять на яму или эстакаду.

Далее:

  • снять хомут, держащий фильтр;
  • ослабить болты крепления очистителя ключом на 19;

Процесс ослабления гаек фильтра

Ослаблять гайки фильтра нужно двумя ключами

  • прежде чем снимать фильтр, нужно запомнить направление стрелки, указывающей на направление движения бензина в трубах.

После демонтажа элемента, рекомендуется проверить уплотнители. Если они износились, то придётся менять кольца на новые.

Уплотнительные кольца фильтра тонкой очистки

Уплотнительные кольца фильтра нужно обязательно проверять

Затем можно ставить новый фильтр:

  • подсоединить оба штуцера, осуществить затяжку;
  • затянуть болты хомутной скобы;
  • запустить двигатель и дать ему поработать минут 2–3, чтобы проверить, нет ли где утечки.

Затяжка обязана проводиться с учётом правил по моменту затягивания гаечных соединений. Если перетянуть крепления, это может привести к отрицательным последствиям.

Если обнаруживаются протечка, то нужно сильнее затянуть гайку в том месте, откуда вытекает топливо.

Топливный очиститель грубой очистки или СГО меняется так:

  • откидывается задний диван машины из салона;
  • открывается доступ к этому лючку;

Лючок бензонасоса

Доступ к лючку бензонасоса в инжекторном ВАЗ открывается путём откидывания заднего дивана

  • головкой на 10 откручиваются все гайки по кругу;
  • вынимаются защёлки и соединения;

Соединения на лючке

Вот эти соединения на лючке топливного насоса надо снимать

  • достаётся топливный насос;

Бензонасос инжекторных ВАЗ

Бензонасос инжекторных ВАЗ в снятом виде

  • фильтр расположен в его нижней части, оттуда он и снимается.

Сетка грубой очистки

Сетка грубой очистки расположена в нижней части бензонасоса

Процесс замены СГО аналогичен для Ваз с карбюратором и с инжектором.

Меры предосторожности

  1. Нельзя работать в закрытом со всех сторон помещении. Должно быть обеспечено проветривание.
  2. Курить строго воспрещается, так как при работе с топливной системой любая искра может привести к печальным последствиям.
  3. Желательно работать в перчатках и надевать защитные очки. Попадание горючей жидкости на кожу рук или на слизистую глаза может вызвать тяжёлую аллергическую реакцию или проблемы со зрением.
  4. Не допускается работать в жару, когда температура воздуха выше, чем 25–30 °С.
  5. Обязательно держать под рукой огнетушитель.

Видео: замена топливного фильтра инжектор

Регламент замены фильтра (через сколько нужно менять)

Опытные автомобилисты и специалисты рекомендуют менять фильтр чаще, чем указано в регламенте. Вызвано это тем, что качество сегодняшнего топлива на наших АЗС крайне низкое. Не отличается, к сожалению, отечественный бензин идеальной чистотой, а виною этому становится не только изначальное качество топлива, но и плохие условия транспортировки и хранения.

Очевидно, что следствием плохого и грязного топлива станет рост нагрузки на мотор и снижение его мощности. Соответственно с этим, уменьшится и ресурс топливной системы.

Согласно регламенту, очиститель на карбюраторных системах нужно менять каждые 10 тыс. км пробега транспортного средства, а на инжекторных — каждые 20 тыс. км. Учитывая вышеприведённые рекомендации, касающиеся чистоты топлива, срок замены желательно сократить до 6–7 тысяч километров и 10 тысяч километров соответственно.

Причины неисправности топливного фильтра ВАЗ 2109/2114/2115

Как и было написано выше, причинами неисправности очистителя становится грязное топливо, заправляемое в баки машин на российских АЗС. Высокое содержание смолы в бензине уничтожающе воздействуют на все системы силовой установки автомобиля и форсунки. От этого топливные коммуникации забиваются. Если в горючем присутствует вода, то это способствует появлению коррозии, повреждаются системные элементы, возникают поломки в цилиндропоршневой группе и т.д.

Одна из распространённых неисправностей фильтра, подразумевает его протекание. Вызвано это не только тем, что очиститель забивается грязью, но и наличием в системе чрезмерного давления. Ещё одна причина протечки связана с истиранием уплотнительных колец внутри фильтра тонкой очистки.

Если фильтр потёк из-за наличия грязи внутри, то такой элемент лучше заменить. Сработавшиеся уплотнители тоже надо поменять на новые. А вот если в системе наблюдается чрезмерное давление, то нужно выкачать изнутри воздух. На автомобилях ВАЗ для этого предусмотрен специальный золотник.

Золотник выхода топливного давления

Чтобы согнать из системы лишнее давление, нужно нажать на золотник

Перед сбрасыванием давления автомобиль нужно поставить на ручник, и включить нейтральную передачу.

На автомобилях ВАЗ, в которых очиститель фиксируется на защёлках, причина неисправности может скрываться в другом. Защёлка может просто обломиться, и тогда фильтр начнёт пропускать горючее. На фото ниже защёлки обведены большими красными кружочками.

Защёлки фильтра

Защёлки расположены по обоим сторонам фильтра

Вот так выглядит поломанная защёлка.

Защёлка сломанная

Защёлка сломанная на трубопроводе выглядит так

Обломанная защёлка — это всегда проблема, так как найти её в продаже по отдельности просто невозможно. Можно, конечно, приобрести трубки в сборе, но они продаются в комплекте 3-х штук. Цена не маленькая — 1300 рублей. Если нет желания покупать дорогой комплект с лишней деталью, можно срезать пластмассовую часть защёлок, оставив только ту часть, которая входит в трубопровод. Затем изготовить два переходника из шлангов для топлива, надеть их и закрепить обычными хомутами за 20 рублей.

Ещё один распространённый дефект связан с тем, что фильтр не наполняется горючим или это происходит наполовину. Причина этого кроется в воздушной пробке, образуемой внутри топливной системы. Выгоняется воздух, как было сказано выше, через золотник.

Если специального золотника на ВАЗ нет, то воздух легко выгнать, сняв подводящий шланг топлива, и дать мотору выработать оставшееся горючее. Затем шланг вдевается на место, и бензин вручную закачивается в систему.

Грязный фильтр не всегда подлежит замене. В некоторых случаях, особенно когда очиститель поставлен сравнительно недавно, можно попробовать его почистить. Делается это так: струёй воздуха от компрессора продувается фильтр. Процедуру можно провести на любом СТО или предприятии, где имеется воздушный компрессор. Можно также попросить знакомых водителей КамАЗа или ЗиЛа, на грузовиках которых имеется компрессор с возможностью отбора воздуха.

Таким образом, топливный фильтр на автомобилях ВАЗ может выходить из строя по следующим причинам:

  • неисправность вызвана засорением или сработкой уплотнительных манжет;
  • по причине заржавления внутренних элементов, что объсняется попаданием воды внутрь фильтра;
  • из-за поломанной защёлки, что приводит к протеканию горючего;
  • по причине воздушной пробки, образуемой внутри системы из-за чрезмерного давления.

Своевременный и грамотный уход за фильтрами позволит продлить эксплуатационные характеристики автомобиля. Замена очистителя даст возможность избежать сложностей в работе топливной системы.

Топливный фильтр ВАЗ 2109

Для очистки бензина от мусора на автомобиле ВАЗ 2109 присутствует топливный фильтр. В процессе эксплуатации происходит постепенное его загрязнение, в результате чего расходник теряет свою первоначальную пропускную способность. Для решения проблемы необходима периодическая замена топливного фильтра.

На автомобиле ВАЗ 2109 инжектор применяется оригинальный топливный фильтр с каталожным номером 21120-1117010. Цена расходника находится в пределах от 200 до 300 рублей. Также в продаже имеются аналоги от сторонних производителей.

На автомобиле ВАЗ 2109 с карбюратором применяется фирменный топливный фильтр с артикульным номером 21080-1117010. Стоимость родного расходника колеблется от 50 до 120 рублей. У водителей есть возможность широкого выбора среди аналогов. В таблице ниже представлены наилучшие альтернативы оригинала.

Таблица — Альтернативы родного топливного фильтра на карбюраторный автомобиль ВАЗ 2109

Фирма производитель Артикульный номер Ориентировочная стоимость, рубль
Filtron PS822 45-60
Mann-Filter WK422 240-250
Bosch 450904159 330-380
Knecht-Mahle KL63OF 340-390
Fram G121 65-95

Расположение топливного фильтра 

На инжекторном автомобиле ВАЗ 2109 топливный фильтр устанавливается под днищем. Он находится около топливного бака. Возле расходника проходит выхлопная труба.

Расположение топливного фильтра на ВАЗ 2109 с инжектором

Расположение топливного фильтра на ВАЗ 2109 с инжектором

Топливный фильтр, установленный на авто

Топливный фильтр, установленный на авто

На карбюраторном ВАЗ 2109 топливный фильтр находится в моторном отсеке. Он не имеет кронштейна крепления и фиксированного места. Фильтр врезается в топливную магистраль. Он удерживается на двух трубках топливопровода, которые надеты на патрубки расходника.

Фильтр в подкапотном пространстве карбюраторного ВАЗ 2109

Фильтр в подкапотном пространстве карбюраторного ВАЗ 2109

Замена топливного фильтра на инжекторном ВАЗ 2109

Инструкция по замене фильтра на инжекторном ВАЗ 2109 представлена ниже.

  • В первую очередь следует стравить давление в топливном контуре. Для этих целей в моторном отсеке имеется специальный клапан.

Расположение клапана в подкапотном пространстве

Расположение клапана в подкапотном пространстве
  • С клапана на топливной рампе следует открутить колпачок.

Снятие колпачка

Снятие колпачка
  • С помощью тонкой отвертки требуется надавить на клапан. Из него побежит бензин.

Слив топлива

Слив топлива
  • Открутить одну из трубок от фильтра

Отсоединение трубки

Отсоединение трубки
  • Слить бензин с фильтра.
  • Открутить вторую трубку.

Расположение мест крепления трубок

Расположение мест крепления трубок
  • Послабить стяжной болт хомута.

Послабление хомута

Послабление хомута
  • Изъять фильтр.
  • Проверить уплотнительные кольца. Их желательно менять при каждой замене фильтра.

Кольца

Кольца
  • Установить новый расходник.

Монтаж

Монтаж

Новый фильтр

Новый фильтр
  • Запустить силовую установку и проконтролировать отсутствие утечек бензина.

Замена фильтра на карбюраторном автомобиле

Для того чтобы замена топливного фильтра на карбюраторном ВАЗ 2109 прошла успешно, рекомендуется следовать пошаговой инструкции, которая представлена ниже.

  • В топливном контуре карбюраторного автомобиля нет высокого давления, поэтому в стравливании бензина нет необходимости.
  • Открыть капот.
  • Открутить хомуты на концах фильтра.

Расположение хомутов

Расположение хомутов
  • Отсоединить один из шлангов.

Вид после отсоединения трубки

Вид после отсоединения трубки
  • Слить горючее из фильтра.
  • Отсоединить вторую трубку и изъять фильтр из моторного отсека.

Вид без фильтра

Вид без фильтра
  • Установить новый фильтр, учитывая направление потока бензина.

Направление стрелки

Направление стрелки
  • Проверить отсутствие утечек горючего при работе мотора.

Контроль отсутствия просачивания бензина

Контроль отсутствия просачивания бензина

Замена сеточки-фильтра на ВАЗ 2109

Для замены фильтра грубой очистки, применяемого на инжекторном ВАЗ 2109, требуется следовать нижеизложенному пошаговому алгоритму.

  • Снять задний ряд сидений.

Вид без задних сидений

Вид без задних сидений
  • открутить крепления лючка.

Крышка лючка

Крышка лючка
  • Снять крышку.

Открытие лючка

Открытие лючка
  • Отсоединить провода и топливопроводы.

Открытие лючка

Открытие лючка
  • Отсоединить провода и топливопроводы.

Расположение проводов и топливопроводов

Расположение проводов и топливопроводов
  • Открутить крепление топливного стакана.

Демонтаж

Демонтаж
  • Изъять стакан.

Изъятый топливный модуль

Изъятый топливный модуль
  • Разобрать топливный модуль.

Сеточка в разобранном стакане

Сеточка в разобранном стакане
  • Снять фильтр-сеточку.

Демонтаж сеточки

Демонтаж сеточки
  • Установить новый фильтр.

Новая сеточка

Новая сеточка
  • Собрать все в обратном порядке.

Смонтированный стакан

Смонтированный стакан