Содержание статьи

Бензонасос ваз-2109 инжектор

Электробензонасос инжекторного двигателя ВАЗ 2109

топливный модуль электробензонасосЭлектробензонасос (топливный насос) является элементом системы подачи топлива в двигатель (системы питания) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Электробензонасос предназначен для обеспечения подачи топлива под давлением из топливного бака через топливный фильтр и топливную магистраль в рампу форсунок на двигателе.

 

Электробензонасос (топливный модуль) системы впрыска инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2109

1. Расположение на автомобиле.

Электробензонасос на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 расположен в топливном баке. Под задним сиденьем автомобиля есть лючок для доступа к электробензонасосу, но для демонтажа электробензонасоса необходимо снимать топливный бак.

2. Устройство электробензонасоса.

Электробензонасос входит в состав так называемого топливного модуля, который включает в себя также датчик уровня топлива, топливозаборник с сетчатым фильтром, соединительную колодку проводов. Сам бензонасос представляет собой роторный электромотор погружного типа. За счет вращения крыльчатки ротора топливо подается в топливную магистраль.

3. Принцип действия электробензонасоса.

Блок управления (ЭБУ) системы управления двигателем подает напряжение на электробензонасос через реле топливного насоса после поворота ключа в замке зажигания в положение «Зажигание включено» в течении 2-3-х секунд. За это время бензонасос нагнетает в топливную рампу определенное давление (до 6,5 кгс/м², в рампе оно снижается до 2,8-3,2 кгс/м²).

Если пуска двигателя не происходит, то блок управление отключает реле и ожидает сигнала от ДПКВ о начале вращения коленчатого вала двигателя. Как только стартер начинает крутить двигатель, блок управления включает реле и запитывает электробензонасос.

4. Неисправности электробензонасоса.

Основная неисправность электробензонасоса на инжекторных автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 – выход его из строя по причине низкого уровня топлива в баке. Как следствие — отсутствие охлаждения и смазки насоса бензином. Помимо этого возможны проблемы с его электрической цепью и засорение сетчатого фильтра на входе в электробензонасос.

Первичная проверка электробензонасоса: включаем зажигание, должен быть слышен щелчок реле бензонасоса и его кратковременное жужжание (можно поднять подушку заднего сиденья, чтобы четче слышать), потом опять щелчок (это отключилось реле). Если все эти звуки присутствуют – бензонасос исправен, если нет, необходимо искать причину неисправности.

5. Применяемость электробензонасоса на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Топливный модуль с электробензонасосом 2112-1139009-01 (02, 03, 06) – автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 с панелью приборов 2108, 2114, системы управления двигателем с блоком управления GM ISFI-2S 2111-1411020-10 (20, 21), Январь 4.1 (2111-1411020-22), BOSH M1.5.4 (2111-1411020-70), BOSH MР7.0Н (2111-1411020-50), BOSH M1.5.4N (2111-1411020-60), VS 5.1 (2111-1411020-62), Январь 4.1 (2111-1411020-22), Январь 5.1 (2111-1411020-71).

Топливный модуль с электробензонасосом 21083-1139009, 21083-1139009-01 (02, 06) — автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 с панелью приборов 21083, системы управления двигателем с блоком управления Январь 4.1 (2111-1411020-22), BOSH M1.5.4 (2111-1411020-70), BOSH MР7.0Н (2111-1411020-50), BOSH M1.5.4N (2111-1411020-60), VS 5.1 (2111-1411020-62), Январь 4.1 (2111-1411020-22), Январь 5.1 (2111-1411020-71).

Примечания и дополнения

Охлаждение и смазка электробензонасоса на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 происходит за счет имеющегося в топливном баке бензина.

Бензонасос ВАЗ 2109 инжектор: замена и диагностика своими руками

бензонасос ваз 2109 инжекторРассматривая топливную систему, обязательно нужно упомянуть про бензонасос ВАЗ 2109 инжектор. Система впрыска состоит из нескольких компонентов, которые являются основными. На нашем сайте вы также можете найти информацию для автомобилей ВАЗ более новых моделей, например, 2110. На девятках тоже установлены электрические топливные насосы, которые производят подачу бензина под определенным давлением в рампу. Причем давление должно быть постоянным, иначе работа двигателя окажется нестабильной. Итак, что же из себя представляет бензонасос инжекторной девятки и как он работает.

Принцип работы насоса

Конструкцию довольно простую имеет бензонасос ВАЗ 2109, инжектор функционирует только лишь благодаря ему. В основе лежит два элемента – электрический двигатель и помпа с фильтрующим элементом. Обратите внимание на то, что «памперс» (так в народе кличут фильтр за сходство) нужно менять вовремя – старайтесь не допускать, чтобы он работал больше 20 тыс. км. В противном случае он насыщается металлической стружкой, грязью и прочим хламом, который попадает в магистраль и забивает форсунки.

В топливной рампе содержится смесь из бензина и воздуха (кстати, тоже очищенного). Пропорция всегда на одном уровне – 14 долей воздуха и одна бензина. Это идеальная смесь, при которой происходит горение. Но нужно обратить внимание на то, что в работе участвует реле бензонасоса ВАЗ 2109, которое управляется электронным блоком. С его помощью производится подача питания на двигатель насоса. Производительность у помпы высокая, поэтому двигатель работает не постоянно, а с перерывами (и в зависимости от режима функционирования двигателя паузы между включениями могут быть разными).

замена бензонасоса ваз 2109 инжектор

Для контроля имеется регулятор давления, установленный на рампе. Для отвода излишков бензина – обратный клапан. С его помощью весь лишний бензин поступает обратно в бак. Снятие бензонасоса ВАЗ 2109 (инжектор) осуществляется в том случае, если проводится его ремонт или замена.

Пригодятся такие инструменты:

  1. Плоскогубцы.
  2. Ключи на «6», «8».
  3. Отвертки крестовые и плоские.

Но если вдруг произошел отказ насоса, следует в первую очередь проверить состояние других элементов. Внимательно осмотрите предохранитель и реле бензонасоса ВАЗ 2109. Если они неисправны, то весь инжектор не сможет работать нормально. Как говорится, проверяем сначала наименьшие по цене поломки.

Если причина действительно в самом бензонасосе, то можно приступить к его демонтажу:

  1. Поднимите нижнюю часть сиденья, открыв задние двери полностью.
  2. Выкрутите саморезы, крепящие пластиковую крышку.
  3. Отключите колодку для подачи питания и соединения с датчиком уровня.
  4. Ослабьте хомуты и снимите шланги. Обратите внимание – давление в системе нужно заранее уменьшить.
  5. Ключом на «8» выкрутите все гайки, которыми прикручен насос к корпусу бака.
  6. Аккуратно вынимайте насос из отверстия.

Главное в этом деле – аккуратность, так как есть риск повредить датчик уровня топлива. И еще: перед тем, как снимать бензонасос ВАЗ 2109, нужно избавиться от грязи и пыли. Поэтому продуйте сжатым воздухом место установки или хотя бы очистите кисточкой.

реле бензонасоса ваз 2109 инжектор

Чтобы убедиться в исправности (или же неисправности) бензонасоса инжекторной ВАЗ 2109, достаточно снять его и подключить к аккумулятору напрямую. Если работать он будет нормально, без посторонних звуков (а также из выходного отверстия будет ощущаться напор воздуха), то проблем с ним нет.

Но если же он не включается даже так, стоит подумать о его замене. Цена нового составит около 2000 рублей. Стоит ли ремонтировать электродвигатель? Вряд ли это способно надолго улучшить ситуацию, но в качестве временного решения вполне нормально. Но делать такую процедуру можно лишь в случае, если вы уверены в своих силах и имеете представление о работе электрических моторов.

Топливные системы автомобилей ВАЗ семейств «Спутник» и «Самара», независимо от типа подачи горючей смеси в цилиндры, отличаются простотой и ремонтопригодностью. Любая их неисправность может быть устранена без привлечения специалистов. Даже если возникли проблемы с работоспособностью бензонасоса, требующие ремонта или замены элемента, их можно решить самостоятельно.

Какие бензонасосы устанавливались на автомобили ВАЗ 2109

Большинство автомобилей ВАЗ 2109 оснащались бензиновыми двигателями с карбюраторным впрыском горючей смеси в камеры сгорания. Инжекторными системами подачи топлива оборудовались только их последние модификации.

Таблица: серийные двигатели автомобилей ВАЗ 2109

Модификация двигателя Объем, см3 Количество клапанов, шт Тип впрыска Годы выпуска
ВАЗ 2108
2108 1289 8 Карбюраторный 1984–1997
21083 1499 8 1986–2005
21081 1099 8 1987–1997
2111–80 1499 8 Инжекторный 1994–2005
ВАЗ 2109
2108 1289 8 Карбюраторный 1987–1997
21081 1099 8 1988–1997
21083 1499 8 1988–2004
2111–80 1499 8 Инжекторный 1994–2004
11183–20 1596 8 1994–2004

Абсолютно все карбюраторные «восьмёрки» и «девятки» оснащались механическими топливными насосами ДААЗ производства Димитровградского автоагрегатного завода. Они выпускались и выпускаются сейчас под каталожным номером 2108–1106010.

Бензонасос карбюраторного ВАЗ 2108/2109

Механический топливный насос ДААЗ 2108–1106010

Инжекторные двигатели ВАЗ 2108/2109 были оснащены электрическими погружными бензонасосами, производимыми российскими предприятиями «Пекар», «Утёс», СААЗ, а также насосами совместного и зарубежного производства. На последние модификации устанавливались топливные помпы фирмы «Бош». Каталожный номер погружного электрического бензонасоса ВАЗ 2108/2109 – 2112–1139009.

Погружной бензонасос ВАЗ 2108/2109

Электрический насос «Бош» 2112–1139009

Особенности конструкции и расположения топливных насосов ВАЗ 2109

Бензонасос ДААЗ имеет простую механическую конструкцию. В неё входят:

  • корпус, состоящий из верхней и нижней части;
  • крышка;
  • сетчатый фильтр;
  • клапаны (впускной и выпускной);
  • диафрагмы (3 шт) с дистанционными проставками;
  • стержень, к которому крепятся диафрагмы;
  • возвратная пружина;
  • рычаг ручной подкачки.
    Механический бензонасос ВАЗ 2108/2109

    Конструкция бензонасоса ДААЗ

Механический бензонасос ВАЗ 2108/2108 располагается в моторном отсеке машины и установлен на корпусе привода вспомогательных агрегатов (перед распределителем зажигания). Он приводится в действие от распредвала через кулачковый механизм и шток (толкатель). Распределительный вал вращает эксцентрик, который передаёт усилие через толкатель на балансир в нижней части корпуса помпы. Последний приподнимает и опускает стержень с диафрагмами. Таким образом на входе насоса образуется разрежение, а на выходе — давление. За его поддержание отвечают клапаны, расположенные в корпусе устройства.

Механический топливный насос ВАЗ 2108/2109

Механический бензонасос ВАЗ 2108/2109 расположен на корпусе привода вспомогательных агрегатов

На инжекторных ВАЗ 2108/2109 бензонасос является не отдельным устройством, а элементом топливного модуля. В его состав также входят:

  • пластиковый стакан-накопитель;
  • сетчатый фильтр грубой очистки;
  • датчик уровня топлива.
    Топливный модуль ВАЗ 2108/2109

    Топливный модуль в сборе

Модуль располагается в баке автомобиля. Его крышка (основа) находится в верхней части ёмкости. Вы найдёте её, сняв заднее сиденье и отогнув ковролин.

Электрический бензонасос ВАЗ 2108/2109

Электрический бензонасос в инжекторных ВАЗ 2108/2109 расположен в баке автомобиля

Конструктивно, бензонасос инжекторных ВАЗ 2108/2109 — это электродвигатель с крыльчаткой на валу, которая, вращаясь, перекачивает бензин, создавая разрежение на входном штуцере и давление на выходном. Питание помпы осуществляется от бортовой сети машины, защищённой отдельными реле и предохранителем.

Погружной электрический бензонасос ВАЗ 2108/2109

Конструкция электрического бензонасоса ВАЗ 2109

Признаки неисправности бензонасоса

Признаками неисправности бензонасоса являются:

  • затруднённый старт двигателя;
  • нестабильная работа мотора на холостых оборотах;
  • «провалы» при нажатии на педаль акселератора;
  • снижение мощности автомобиля.

Важно: подобные симптомы могут быть присущи и другим неисправностям топливной системы, а также системы зажигания. Прежде чем приступить к ремонту или замене бензонасоса, его следует продиагностировать.

Как проверить механический топливный насос ВАЗ 2108/2109

Проверка механического бензонасоса заключается в определении его производительности, т. е. измерении количества топлива, перекачанного за единицу времени. А она, согласно характеристикам устройства, должна составлять не менее одного литра за минуту. Чтобы её определить, потребуется помощник, а также следующие инструменты и средства:

  • отвёртка с крестообразной битой;
  • отрезок топливного шланга;
  • 2 пустые пластиковые бутылки;
  • 1,5 л бензина;
  • часы с секундомером.

Последовательность действий:

  1. Откручиваем отвёрткой винт на хомуте выпускного штуцера, ослабляем его и снимаем топливный шланг.
  2. Наливаем бензин в пластиковую бутылку. Свободный конец топливного шланга (снятого с выпускного штуцера) опускаем в бутылку до дна. Через него бензин будет всасываться в карбюратор, когда уровень топлива в поплавковой камере снизится.
  3. Конец заготовленного шланга надеваем на выходной штуцер бензонасоса. Другой конец опускаем в пустую бутылку.
  4. Просим помощника завести мотор, запускаем секундомер. Если в автомобиле есть тахометр, придерживаемся 2000 об/мин. Если же его нет, ориентируемся на слух.
    Проверка производительности механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Шланг с выпускного штуцера опускаем в пустую бутылку

  5. Когда двигатель заработает, бензин с выпускного штуцера насоса должен поступать в ёмкость. По истечении минуты просим помощника заглушить мотор и измеряем количество перекачанного бензина. Если объем топлива в бутылке меньше литра — бензонасос нужно либо ремонтировать, либо менять.
    Оценка производительности механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Если количество перекачанного за одну минуту бензина меньше литра — насос неисправен

Дальнейшая диагностика должна быть направлена на выявление неисправного элемента насоса. Для её проведения необходимы:

  • отвёртка с крестообразной битой;
  • гаечные ключи на 10 и на 13;
  • штангенциркуль (линейка).

Порядок проверки:

  1. Первым делом проверяем работу клапанов. Откручиваем винты хомутов крепления топливных шлангов на штуцерах насоса. Снимаем шланги. К выпускному штуцеру прислоняем палец (ладонь), затыкая его. Нажимаем несколько раз на рычаг ручной подкачки. Насос, при этом, должен издавать чавкающие звуки, а на штуцере ощущаться напор воздуха. Аналогичным образом проверяем впускной клапан. Палец, при нажатии на рычаг подкачки, должен всасываться в штуцер. Если же нет ни давления на выходе, ни разрежения на входе — неисправны либо клапана, либо диафрагмы.
    Проверка клапанов механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    На впускном штуцере должно чувствоваться разрежение, на выпускном — напор воздуха

  2. На следующем этапе ключом на 10 откручиваем крышку бензонасоса. Под ней находится сетчатый фильтр. Оцениваем его состояние. Сетка должна быть чистой и не иметь следов деформации. Почистить её в случае необходимости можно при помощи струи воздуха, старой зубной щётки и бензина.
    Проверка состояния сетчатого фильтра механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Сетчатый фильтр должен быть чистым и не иметь механических повреждений

  3. Теперь проверим диафрагмы. Откручиваем винты крепления верхней и нижней частей корпуса. Их всего 6. Снимаем корпус и извлекаем стержень с диафрагмами. В верхней его части есть гайка. Откручиваем её ключом на 10, снимаем и рассоединяем диафрагмы. Оцениваем их состояние. Если на них есть разрывы, трещины — диафрагмы нужно заменить. Они непригодны для дальнейшей эксплуатации.
    Проверка состояния диафрагм механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Если диафрагмы повреждены или деформированы, их нужно заменить

  4. Последний этап — измерение длины толкателя. Чтобы до него добраться, нужно отсоединить нижнюю часть корпуса насоса от корпуса привода вспомогательных устройств. Откручиваем ключом на 13 две гайки и демонтируем нижнюю часть. Под ней находится текстолитовая тепловая проставка в виде конуса, вершина которого уходит в корпус привода. На её привалочных поверхностях должны быть тонкие паронитовые прокладки. Извлекаем проставку с прокладками. Внутри её находится толкатель. Вытаскиваем его и измеряем длину. Она должна составлять 82,5 мм (минимально допустимая — 81,8 мм). Если толкатель изношен — его нужно заменить. Износ приводит к уменьшению амплитуды движения стержня с диафрагмами, из-за чего его производительность существенно снижается.
    Проверка длины толкателя механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Длина толкателя должна быть 82,5 мм

Ремонт механического бензонасоса

Работоспособность механического бензонасоса может быть восстановлена, если заменить его неисправные элементы. Купить их можно в любом автомобильном магазине. Но лучше покупать не отдельные запчасти, а ремонтный комплект. В его состав входят все элементы, которые могут выйти из строя:

  • впускной и выпускной клапаны;
  • диафрагмы с дистанционными прокладками, «тарелками», стержнем;
  • толкатель;
  • тепловая проставка;
  • прокладки

Замена клапанов

Чтобы заменить клапаны насоса потребуются ударная шлицевая отвёртка и небольшой молоток. Клапаны удерживаются в своих посадочных местах за счёт кернения в трёх точках. Эти участки необходимо аккуратно сбить отвёрткой. После этого клапаны можно извлекать. Установив новые детали, закрепляем их кернением. Для этого жало отвёртки ставим на кромку корпуса по окружности гнезда и наносим по ней несильный удар молотком. Закрепляем каждый клапан в трёх местах.

Замена клапанов

Замена клапанов

Как поменять диафрагмы

Для замены диафрагм нужно открутить гайку на 10 в верхней части стержня. Далее снимаем повреждённые элементы, а на их место устанавливаем детали из ремкомплекта.

В комплект входят три диафрагмы: две рабочие и одна предохранительная. Последняя служит для предотвращения несанкционированного попадания топлива в карбюратор при повреждении первых двух. Она устанавливается в самом низу стержня сразу после нижней «тарелки». Сверху неё на стержень ставим дистанционные прокладки: сначала маленькую, потом большую. На них укладываем рабочие мембраны и верхнюю «тарелку». Закрепляем полученную конструкцию гайкой.

Замена диафрагм механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

Механический бензонасос имеет 3 диафрагмы

Замена толкателя, тепловой проставки и прокладок

Тепловую проставку менять необязательно, если только она не повреждена. Осмотрите её привалочные плоскости, особенно наружную, к которой крепится нижняя часть корпуса насоса. Она должна быть идеально ровная. В ином случае может возникать течь масла в месте соединения деталей во время работы двигателя.

Замена толкателя осуществляется путём извлечения старого и установкой на его место нового штока. Разницы в том, каким концом куда он будет установлен, нет.

Теперь о прокладках. Их в ремонтном комплекте всего три, и они имеют разную толщину:

  • «А» – 02,27–03 мм;
  • «В» – 0,7–0,8 мм;
  • «С» – 1,1–1,3 мм.

Первая предназначена для установки между тепловой проставкой и корпусом привода вспомогательных агрегатов, а прокладки «В» и «С» служат для регулировки выступания толкателя над её привалочной поверхностью.

Регулировка производится следующим образом:

  1. Устанавливаем тепловую проставку с первой прокладкой и новым штоком в корпус привода вспомогательных агрегатов.
    Замена прокладок механического бензонасоса ВАЗ 2108/2108

    Установка прокладок и тепловой проставки

  2. Прокладку «В» накладываем на привалочную плоскость проставки. Далее нужно прокрутить коленчатый вал двигателя до того положения толкателя, пока он не будет максимально утоплен. Сделать это можно при помощи большой шлицевой отвёртки. Вставляем её конец в окошко картера сцепления и потихоньку толкаем маховик по часовой стрелке.
    Регулировка длины выступания толкателя над привалочной плоскостью тепловой проставки

    Самая тонкая прокладка устанавливается между проставкой и корпусом привода вспомогательных агрегатов

  3. Периодически проверяем положение толкателя и замеряем его выступание. Когда он зайдёт в корпус привода вспомогательных агрегатов на максимальную длину, измеряем, насколько он выступает над привалочной плоскостью проставки с уже установленной на неё прокладкой. Эта величина должна составлять 0,8–1,3 мм. В случае если она больше, меняем прокладку «В» на прокладку «С». Если же длина выступания меньше указанной, меняем местами прокладки «А» и «В».
    Регулировка выступания толкателя механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Толкатель должен выступать над привалочной плоскостью проставки на 0,8–1,3 мм

По окончании регулировки бензонасос устанавливается на место и закрепляется при помощи гаек.

Замена механического бензонасоса ВАЗ 2109

Замена механического насоса в сборе займёт не более получаса. Для её осуществления потребуются:

  • ключ на 13;
  • отвёртка с крестообразной битой;
  • ёмкость для слива бензина.

Порядок замены:

  1. Откручиваем винты хомутов топливных шлангов на входном и выходном штуцерах насоса.
  2. Снимаем шланги со штуцеров.
  3. При помощи ключа на 13 откручиваем гайки крепления бензонасоса.
  4. Демонтируем насос. Сливаем с него бензин.
    Замена механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Демонтаж неисправного насоса

  5. Устанавливаем новую прокладку «В», измеряем длину выступания штока. При необходимости производим регулировку вышеописанным способом.
  6. Закрепляем насос гайками.
    Установка нового механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Надежно закрепляем насос гайками

  7. Подключаем шланги топливопровода.
  8. Производим ручную подкачку топлива в насос, несколько раз нажав на рычаг.
    Проверка работоспособности нового механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Закачиваем бензин в насос, нажимая на рычаг ручной подкачки

  9. Запускаем двигатель, проверяем его работу.

Проверка работоспособности бензонасоса на инжекторных ВАЗ 2109

Если в «Спутниках» и «Самарах» с карбюраторными двигателями неисправности бензонасоса связаны только с его конструкцией, то у инжекторных машин они могут быть вызваны ещё и проблемами с электропитанием устройства.

Диагностика электрической цепи бензонасоса

Для того чтобы проверить, подаётся ли на бензонасос напряжение, включите зажигание, не заводя двигателя, и прислушайтесь. При повороте ключа вы должны услышать сначала щелчок реле, а потом характерный «визг», который издаёт работающий электромоторчик топливной помпы. Если эти звуки отсутствуют, поиск проблемы нужно начинать с устройств защиты цепи насоса.

Реле и предохранитель топливной помпы находятся в дополнительном монтажном блоке, который расположен под бардачком. Реле насоса (R2) установлено посредине, а его предохранитель (F2) – слева от него.

Диагностика электрической цепи бензонасоса в инжекторных ВАЗ 2108/2109

Реле и предохранитель бензонасоса находятся в дополнительном монтажном блоке под «бардачком»

Проверяем их в таком порядке:

  1. Отключаем минусовую клемму от АКБ.
  2. Извлекаем предохранитель из гнезда, «прозваниваем» его тестером. Если он неисправен, производим его замену.
  3. Подсоединяем клемму к аккумулятору, включаем зажигание, не запуская двигателя. Тестер переключаем в режим вольтметра и измеряем напряжение между выводом реле, к которому подходит розовый провод и «массой». Прибор должен показывать 12 В. Если напряжения нет, проблему нужно искать в проводке или контактной группе замка зажигания. Если же питание на реле подаётся, замкните отвёрткой вывод, к которому подходит розовый провод с выводом, соединённым с серым проводом. Так цепь насоса окажется замкнутой напрямую (в обход реле). Бензонасос заработал — меняем реле, нет — проверяем, поступает ли напряжение на сам насос.
  4. Снимаем заднее сиденье. Отгибаем под ним ковролин, находим лючок. Откручиваем винты (2 шт) его крепления. Под лючком есть электрический разъем. Отсоединяем его от насоса. Включаем зажигание. При помощи тестера, включённого в режиме вольтметра, измеряем напряжение между «плюсом» (серый провод) насоса и его «массой». Напряжение есть — проблема в самом насосе, нет — причину следует искать в проводке.

Проверка давления топлива в системе

Если диагностика показала, что насос работает, но при этом наблюдаются вышеперечисленные признаки его неисправности, нужно проверить давление топлива в системе. Для этого будут нужны:

  • манометр с пределом измерения 5–7 атмосфер (подойдёт обычный шинный);
  • отрезок бензостойкого шланга длиной от 50 см внутренним диаметром 10–12 мм;
  • ниппельный колпачок;
  • 2 хомута для шланга;
  • сухая тряпка.

Проверку давления производим в следующем порядке:

  1. Находим на топливной рампе специальный штуцер. Он находится на правом торце устройства (если смотреть из салона авто).
    Проверка давления топлива в рампе

    Штуцер находится на торце рампы с правой стороны

  2. Снимаем с него пластиковую заглушку.
  3. Ниппельным колпачком откручиваем золотник. Будьте готовы к тому, что из «соска» брызнет бензин (используйте тряпку).
    Извлечение золотника

    Выкручиваем золотник ниппельным колпачком

  4. Один конец бензостойкого шланга соединяем с трубкой манометра, другой — со штуцером на рампе. Соединения фиксируем хомутами.
    Поготовка манометра

    Один конец шланга присоединяем к манометру, другой — к штуцеру на рампе

  5. Включаем зажигание, но двигатель не запускаем. Ждём 3–5 секунд, пока насос закачает топливо в систему.
  6. Смотрим на показания прибора. Давление в системе должно подняться и стабилизироваться на уровне 2,8–3,2 атмосфер. Если оно ниже этого показателя, значит, либо засорена топливная магистраль (трубки, фильтр), либо же неисправен сам насос.
    Измерение давления топлива в рампе

    Давление при включенном зажигании должно составлять 2,8–3,2 атмосферы

Замена топливного насоса на инжекторных ВАЗ 2108/2109

Убедившись в работоспособности топливной магистрали, можно приступать к замене бензонасоса. Для этого потребуются следующие инструменты:

  • крестовая отвёртка;
  • шлицевая отвёртка с тонким жалом;
  • ключи на 7, 10, 17.

Порядок выполнения работ следующий:

  1. Отсоединяем минусовую клемму от АКБ (ключ на 10).
  2. Открываем пробку бензобака, чтобы снизить в нём давление.
  3. Снимаем заднее сиденье, отгибаем ковролин. Откручиваем 2 винта крепления лючка.
    Лючок бензобака ВАЗ 2108/2109

    Под сиденьем отгибаем ковролин, откручиваем 2 винта крепления защитного лючка

  4. Отключаем электрический разъем на крышке топливного модуля.
    Разъем питания насоса ВАЗ 2108/2109

    Рассоединяем электрический разъем

  5. Ключом на 17 откручиваем гайки крепления трубок топливопровода на штуцерах топливного модуля. Отводим их в стороны.
    Трубки топливопровода бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Ключом на 17 откручиваем гайки крепления трубок

  6. Ключом на 7 отворачиваем 8 гаек крепления крышки. Снимаем фланец (прижимное кольцо).
    Крышка электрического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Откручиваем 8 гаек крепления крышки насоса

  7. Извлекаем топливный модуль из бака. Вместе с ним должен идти пластиковый стакан-накопитель. Если он остался в баке, извлекаем его отдельно.
    Снятие топливного модуля ВАЗ 2108/2109

    Извлекаем из бака топливный модуль в сборе

  8. Шлицевой отвёрткой отсоединяем сетчатый фильтр грубой очистки от приёмного штуцера насоса.
    Сетчатый фильтр грубой очистки электрического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Снимаем фильтр грубой очистки

  9. Отсоединяем электрический разъем насоса. Поддеваем защёлки фиксаторов, удерживающие насос в кожухе. Извлекаем насос из кожуха.
    Бензонасос ВАЗ 2108/2109 в кожухе

    Отверткой отводим защелки на кожухе

  10. Для того чтобы отсоединить трубку, надетую на выпускной штуцер насоса, её нужно нагреть. Сделать это можно либо при помощи строительного фена, либо же горячей воды.
    Отсоединение выходной трубки электрического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Для того чтобы снять трубку, ее нужно нагреть

  11. Устанавливаем новый насос в кожух.
  12. Сборку производим в обратном порядке.

Чтобы неисправность топливного насоса не застала вас врасплох, проводите его диагностику хотя бы один раз в полгода. А чтобы он служил как можно дольше, заливайте в бак только качественное топливо.