Итак, в условиях «сверх дешевого» бензина, я и мой дистрофичный студенческий кошелек, начали предъявлять особые требования к топливной экономичности своего коня вазовской сборки.

По факту, имеем следующее, расход в смешенном цикле 12-13л\100км. Конечно, на такой расход влияет и стиль вождения, неправильно подобранные свечи, от фоноря настроенный карб, и наконец зажигание.

По примерным расчетам, на каждые 30л залитых, до 9л у меня выливаются из-за всех тех проблем, которые я описал выше.

Решение:

На одном всем известном сайте бесплатных объявлений, нашел советских годов (87г.в.) стробоскоп (Луч 04.01) в отличном состоянии и всего за 500р.

Выполненные все работы по инструкции дали небольшой результат, руль на холостых вообще не дрожал. Двигун работает ровней во время движения, допустим через лежачего полицая при низких оборотах (~ 1К) на 2й передачи нажимаем на газульку и двигун не тресется, а приборная панель, не тарахтит как раньше, машина просто ровно, и медленно начинает разгон.

В динамике разгона прогрессы конечно есть, но не серьезные. Минусы: на холодную стала заводится проблематичней, надо на всю вытягивать подсос. НО, блин! Движок работает как-то не так, что то ему не нравится, т.к. ранее метка на распределителе зажигания(трамб(п)лер) стояла примерно на средине, а теперь ближе к «-» между 1й и 2й меткой.

Хоть зажигание установлено по фэншую, двигателю это не нравится. При стробоскопическом эффекте, лично у меня отметка на маховике плавала с амплитудой до 5мм. Пришлось задуматься о более точной настройки зажигания. Метод конечной честно приватизировал.
Нужна всего одна отвертка и ключ на 10.

Откручиваем крышку рапсред. зажигания (отмечено красным) и ослабляем крепление (3 гайки) самого распределителя зажигания.
Снимаем резиновую заглушку со смотрового окна на сцеплении, и выставляем метки на маховике и левом щитке (на рисунке для удобства, метка на маховике окрашена в белый цвет).
Центральный провод с крышки распределителя устанавливаем так, чтобы мы видели будущую нашу искру

Центральный провод с крышки распределителя устанавливаем так, чтобы мы видели будущую нашу искру

Далее включаем зажигание, и возвращаемся обратно в подкапотное пространство

Далее включаем зажигание, и возвращаемся обратно в подкапотное пространство

Небольшое отступление, у бегунка в крышке распреда, есть небольшой люфт, вот он нам и нужен!
Из 1го фото видно, что распред я установил в крайнее минусовое положение, потом я устанавливаю метки на маховике, также не забудем сдернуть шланг с вакуумного корректора, (Перед все этой котовасией, мы ессессено прогрели двигун до 90 градусов и установили обороты 850-900), Затем дергаем центральный провод с крышки распреда и устанавливаем на гл. цилиндр(см. фото 3) ВУТа, Включаем зажигание и возвращаемся обратно под капот. И тут начинается самое интересное/главное.

Итак, поехали. Одной рукой я начинаю потихоньку вращать распред в сторону «+», а правой дергаю бегунок из стороны в сторону ( в дальнейшем вся суть будет завязана на постоянном прокручивании распределителя зажигания в сторону «+» и постоянном дерганье бегунка влево вправо). И тут в один момент искра из катушки долбанёт по гл. цилиндру ВУТа (при этом я продолжаю шатать бегунок, и из-за этого у нас и проскакивает искра).

Теперь мы начинаем очень медленно прокручивать, все в ту же сторону «+-юса» распред, до исчезновения искры, наступит такой момент когда буквально «1 микрон» в сторону «+» и все искры больше не будет, вот это нам и нужно. Теперь затягиваем 3 гайки распреда, прикручиваем крышку распреда, центральный провод ставим на родное место. Все!

До этого метка стояла посредине, а теперь сдвинулась ближе к минусу, если судить по всем мануалам/инструкциям мы восстановили заводские настройки УОЗ. Хотя я в это мало верю.

По сути, каждый водит автомобиль гоняет по своему, и зажигание тогда придется после такой регулировки подтачивать уже под себя родного(т.е. при вашем стиле вождения, если после подобной регулировки слышна детонация ), то уже в дороге\на трассе крутим распред в сторону +/- до исчезновения детонации.

Установка момента зажигания (угла опережения зажигания) на автомобилях ВАЗ 2109

Установка момента зажигания (угла опережения зажигания) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099Установка момента зажигания – это одна из основных настроек двигателя автомобиля.

Неправильно выставленное зажигание (как в сторону увеличения угла опережения, так и в сторону уменьшения) сразу же отражается на его работе в худшую сторону. Поэтому следует с особым вниманием отнестись к этой процедуре, особенно на переднеприводных автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Признаки неправильно установленного момента зажигания

  • потеря мощности и приемистости
  • провал при нажатии на педаль «газа»
  • неустойчивый холостой ход
  • проблемы с пуском
  • повышенный расход топлива
  • перегрев, детонация, выстрелы в глушитель или карбюратор вот далеко не полный перечень таких неисправностей.

Следует учитывать, что аналогичные признаки возникают при неправильно отрегулированном или неисправном карбюраторе, неисправном клапанном механизме и т. д.

Цель установки момента опережения зажигания

Установить требуемый момент опережения зажигания, при котором основные характеристики работы двигателя автомобиля — мощность, приемистость, обороты холостого хода, расход топлива, будут в норме.

Инструменты для проведения работ

— Стробоскоп (простейший, без встроенного тахометра, можно купить в магазине за 200-300 рублей). Более продвинутый, со встроенным тахометром стоит несколько дороже.

— Тахометр (можно использовать встроенный в щиток приборов, можно подключить внешний (например, автотестер, мультиметр в режиме тахометра), можно ориентироваться на слух, при наличии опыта).

Стробоскоп и автотестер

Стробоскоп и автотестер

— Ключ накидной или рожковый. Либо соответствующая головка с трещоткой, или г-образный ключ. Размер на 10.

Подготовительные работы

— Прогреваем двигатель автомобиля до рабочей температуры (85-900)

— Устанавливаем минимальные обороты холостого хода (750-800 об/мин)

Для этого вращаем винт «количества» топливной смеси на карбюраторе. Выставить минимальные обороты можно по тахометру, можно на слух. Если они соответствуют норме, то этот пункт пропускаем.

Расположение регулировочного винта «количества» топливной смеси на карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс

Расположение регулировочного винта «количества» топливной смеси на карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс

— Снимаем со штуцера на корпусе вакуумного регулятора опережения зажигания, на трамблере, силиконовую трубку подведения разрежения, идущую от карбюратора.

— Проверяем, приложив к ее отверстию палец, есть ли в ней разрежение.

Его там быть не должно, так как по идее он должен включаться в работу на оборотах свыше 800. Если есть, немного уменьшаем обороты холостого хода (вращая винт «количества» топливной смеси на карбюраторе) пока оно не пропадет.

— Заглушаем  двигатель.

— Отверстие в силиконовой трубке затыкаем мелким болтиком или просто сгибаем ее пополам (завязываем узлом).

— Ключом на 10 ослабляем три гайки крепления корпуса трамблера.

— Ищем на картере коробки передач лючок со шкалой и видимой частью маховика. Обычно он закрыт резиновой пробкой.

Пробку извлекаем.

Расположение смотрового лючка в картере сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Расположение смотрового лючка в картере сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

  • Шкалу в лючке протираем тряпкой, чтобы на ней были хорошо видны установочные риски.
  • Поворачиваем шлицевой отверткой маховик за шлицы его венца и находим на нем длинную поперечную установочную метку.
  • Когда она стоит напротив треугольного выреза на шкале в лючке, то это значит, что угол опережения зажигания равен 00, а поршни первого и четвертого цилиндров поднялись в верхнюю мертвую точку. Если она плохо видна из-за замасливания или загрязнения, протираем через лючок кромку маховика, пока не найдем ее. Можно выделить метку мелом.
  • Проверяем та ли это риска (вдруг у вас маховик установлен неправильно).
  • Проверку осуществляем по следующим меткам – длинная метка на маховике должна стоять напротив треугольного выреза на шкале, метка на шкиву распредвала — напротив выступа на задней крышке ремня ГРМ (чтобы их увидеть следует снять пластиковую крышку ремня ГРМ).
  • Подключаем стробоскоп.

Подключение осуществляем по инструкции к вашему стробоскопу, так как модели их бывают разные и способы присоединения их могут различаться в деталях. В основном подключение стробоскопа выглядит так – красный провод к выводу «В» (+) катушки зажигания, черный к «минусу» АКБ, или любой детали корпуса, металлический зажим на высоковольтный провод четвертого цилиндра (ближнего к трамблеру).

Вариант подключения стробоскопа на карбюраторном двигателе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 

Вариант подключения стробоскопа на карбюраторном двигателе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 

Установка момента зажигания (угла опережения зажигания) ВАЗ 2109

1. Запускаем двигатель, еще раз убеждаемся по тахометру, что обороты холостого хода минимальны.
2. Направляем мигающий луч стробоскопа в лючок со шкалой.

В свете луча стробоскопа длинная, выделенная метка на маховике должна находиться напротив нужного деления на шкале.

Каждое деление на ней соответствует одному градусу опережения зажигания.

Дно ее среднего треугольного выреза это ноль градусов.

Углы под 92-й бензин

углы под 92-й бензин

Углы под 92-й бензин

На двигателе 2108 опережение зажигания (-10; +-10), 21081 (10; +-10), 21083 (10; +-10).

Углы под 95-й бензин

углы под 95-й бензин

Углы под 95-й бензин

Для двигателя 2108 опережение будет составлять 1 градус – одна риска на шкале в сторону лобового стекла от дна треугольного выреза в ее центре, 21081 – 5 градусов (5 делений), 21083 – 4 градуса (деления). Допустима погрешность в один градус как в сторону уменьшения угла, так и его увеличения.

3. Корректировку угла опережения зажигания осуществляем вращением корпуса распределителя зажигания (трамблера).

Вращением по часовой стрелке (если смотреть со стороны крышки трамблера) угол опережения увеличивается (зажигание становится более ранним), против, угол опережения уменьшается (зажигание становится более поздним). Можно сориентироваться по шкале с делениями и знаками «+» и «-» на корпусе трамблера. Вращая трамблер, мы перемещаем ее относительно выступа на корпусе вспомогательных агрегатов. В сторону минуса – зажигание делаем раньше, в сторону плюса , позднее. Одно деление этой шкалы равняется 80. Поэтому крутим трамблер медленно, аккуратно и на небольшой угол.

корректировка угла трамблером

Корректировка угла опережения зажигания трамблером

4. Добившись нужного угла опережения зажигания глушим двигатель, отсоединяем стробоскоп, закрепляем трамблер.
5. Проверяем правильность установки момента зажигания.
  • При нажатии на педаль «газа», на прогретом двигателе, на холостом ходу, не должно ощущаться «провалов» в работе.
  • При резком нажатии на педаль «газа», при движении со скоростью 45-50 км/ч, на ровном участке дороги, на четвертой передаче должна ощущаться кратковременная детонация (3-5 сек). «Стук пальцев» другими словами. Если ее нет, зажигание позднее, если есть и никак не проходит, зажигание слишком раннее. Корректируем ситуацию небольшим вращением трамблера в ту или иную сторону. После чего проводим проверку еще раз.

Примечания и дополнения

  • Если длинная установочная метка на маховике не стоит на месте напротив шкалы в лючке, а постоянно дергается и смещается значит у вас возможно проблемы с трамблером (распределителем зажигания), регулятором напряжения в генераторе, катушке зажигания, высоковольтных проводах. Возможен так же незначительный пробой проводки.
  • Если автомобиль едет тупо после данной регулировки, то экспериментируем с установкой угла опережения. Чаще всего обычно приходится зажигание делать пораньше (увеличивать угол опережения зажигания). В сети Интернет встречаются описания регулировок с увеличением угла до 10, 12 и даже 25 градусов. В любом случае показателем правильно выставленного момента зажигания будет являться легкая детонация при нажатии на газ на скорости 45-50 км\ч, хорошая приемистость и отсутствие провалов.