Содержание статьи

Ремонт бензонасоса ВАЗ 2109 (ДААЗ). Нюансы

Хочу поделиться с вами опытом ремонта бензонасоса ДААЗ, надеюсь вы узнаете что-то новое и полезное.

Топливный насос ВАЗ 2109 (ДААЗ)

Топливный насос ВАЗ 2109 (ДААЗ)

Началось всё с того, что я не смог завести машину в -25. Заводил три дня, в итоге завёл, но обнаружил сильный запах бензина в масле. Наверняка это из-за того, что сильно долго заводил и натекло много бензина в камеры сгорания.

Но я решил загуглить причины, и узнал, что это может быть из-за порванной диафрагмы бензонасоса. Я его не трогал с момента покупки машины, он был немного влажный, ну я и решил его перебрать на всякий случай.

Ремкомплект

Ремкомплект

Начну со списка всего необходимого для ремонта:

1. Ремкомплект или диафрагмы отдельно. Говорят, что хорошие диафрагмы должны быть алого цвета. В моём насосе, стояли диафрагмы как на картинке (интересно почему алая стоит сверху и чем она отличается от остальных), но такой же ремкомплект я на авторынке не нашёл (в других местах не искал), во всех магазинах только ремкомплект сомнительного качества REKARDO (артикул RR11407) с одинаковыми тёмными диафрагмами. Если будете брать такой, то выберете тот, в котором диафрагмы не смяты.
2. Шток (стоит не дорого, 70 рублей примерно, нужно заменить, если сильно сточился).
3. Герметик. Если не для прокладок, то для нижней оси на которой держится кулачок, её нужно будет запечатать с двух сторон, чтобы не бежало масло.
4. Спирт для обезжиривания.
5. Ветошь\бумага и ватные палочки (для протирки и чистки).
6. Регулировочные прокладки для проставки. Они бывают трёх видов, разной толщины. Возьмете по нескольку штук.
7. Колумбик\шупы\тонкие свёрла для регулировки выхода штока.
8. Штангенциркуль (пригодится).
9. Две гроверных шайбы под гайки крепления корпуса насоса.
10. Фиксатор резьбы (типа клея) для винтов крышки насоса, чтобы не выкручивались.
11. Шлифовальные шкурки разной зернистости для выравнивания и шлифовки поверхностей.
12. Ключи на 8 и 10.
13. Крестовая отвёртка.
14. Кусок топливного шланга.

Теперь к самому ремонту. В интернете есть подробные инструкции, внимательно им следуйте, чтобы ничего не пропустить, я делал по инструкции с сайта в названии которого есть слово «карбюраторы» (ссылку не даю, вдруг реклама запрещена), поэтому не буду расписывать каждый шаг, хочу только обратить ваше внимание на некоторые моменты:

— Флянец насоса (место прилегания к эбонитовой проставке) у вас наверняка будет не ровный (у меня было искривление и вдоль и поперёк), поэтому надо будет вывести плоскость крупным зерном, потом средним, а потом отполировать мелким. Даже если флянец не искривлён плоскость всё равно далеко не идеальная, грубо выточена.
— Тоже самое надо будет проделать с флянцами верхней части насоса.
— Чтобы отшлифовать флянец, нужно будет выбить ось. При забивании обратно будьте аккуратны, не погните флянец, как это сделал я, т.к. металл мягкий. Потом её нужно будет как следует запечатать герметиком.
— Дренажные отверстия в дистанционной проставке должны быть повёрнуты в сторону рычага подкачки, кольцевая канавка должна быть обращена вверх.
— Внизу одна диафрагма, вверху две (в некоторых ремкомплектах, как я писал выше, они даже по цвету отличаются).
— При затяжке винтов нужно наполовину нажать рычаг подкачки (так советуют, чтобы прокладка дольше служила, если вы знаете как это работает напишите в комментариях).
— В теплоизоляционной проставке есть дренажные и смазывающие отверстия, все их нужно как следует прочистить (например ватными палочками), иначе может бежать масло из осей насоса.
— Под проставку нужно обязательно установить самую тонкую регулировочную прокладку, чтобы не текло масло.
— Ни в коем случае не наносите герметик на верхние плоскости. У знакомого был случай, герметик забил весь карбюратор.
— Чтобы при регулировке насоса не крутить отвёрткой маховик и не толкать машину, можно замыкать отвёрткой стратер (ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВКЛЮЧИВ НЕЙТРАЛЬНУЮ ПЕРЕДАЧУ и отключив плюсовой провод со стартера). По-моему это самый удобный и быстрый способ.
— При регулировке учитывайте шлифовку флянца.
— Затягивать гайки крепления корпуса насоса нужно слегка (обратите внимание, что под эти гайки ставятся специальные толстые шайбы). Важно опять не испортить плоскость. Также нужно подложить под гайки гроверные шайбы соответствующего диаметра (шайба\гровер\гайка).
— Прежде чем цеплять шланг от насоса к карбюратору, нужно проверить работоспособность насоса. Для этого можно подцепить к выпускному штуцеру кусок шланга и помочь насосу закачать бензин, сухой насос сам не прокачает, даже новый.

В итоге, после такой переборки насос работает и абсолютно сухой. Без всякого герметика на прокладках. Правда езжу я пока только два дня. Позже дополню пост, если не забуду.

Диагностика, ремонт и замена бензонасоса на карбюраторных и инжекторных ВАЗ 2109

Топливные системы автомобилей ВАЗ семейств «Спутник» и «Самара», независимо от типа подачи горючей смеси в цилиндры, отличаются простотой и ремонтопригодностью. Любая их неисправность может быть устранена без привлечения специалистов. Даже если возникли проблемы с работоспособностью бензонасоса, требующие ремонта или замены элемента, их можно решить самостоятельно.

Какие бензонасосы устанавливались на автомобили ВАЗ 2108/2109

Большинство автомобилей ВАЗ 2108/2109 оснащались бензиновыми двигателями с карбюраторным впрыском горючей смеси в камеры сгорания. Инжекторными системами подачи топлива оборудовались только их последние модификации.

Таблица: серийные двигатели автомобилей ВАЗ 2108/2109

Модификация двигателя Объем, см3 Количество клапанов, шт Тип впрыска Годы выпуска
ВАЗ 2108
2108 1289 8 Карбюраторный 1984–1997
21083 1499 8 1986–2005
21081 1099 8 1987–1997
2111–80 1499 8 Инжекторный 1994–2005
ВАЗ 2109
2108 1289 8 Карбюраторный 1987–1997
21081 1099 8 1988–1997
21083 1499 8 1988–2004
2111–80 1499 8 Инжекторный 1994–2004
11183–20 1596 8 1994–2004

Абсолютно все карбюраторные «восьмёрки» и «девятки» оснащались механическими топливными насосами ДААЗ производства Димитровградского автоагрегатного завода. Они выпускались и выпускаются сейчас под каталожным номером 2108–1106010.

Бензонасос карбюраторного ВАЗ 2108/2109

Механический топливный насос ДААЗ 2108–1106010

Инжекторные двигатели ВАЗ 2108/2109 были оснащены электрическими погружными бензонасосами, производимыми российскими предприятиями «Пекар», «Утёс», СААЗ, а также насосами совместного и зарубежного производства. На последние модификации устанавливались топливные помпы фирмы «Бош». Каталожный номер погружного электрического бензонасоса ВАЗ 2108/2109 – 2112–1139009.

Погружной бензонасос ВАЗ 2108/2109

Электрический насос «Бош» 2112–1139009

Особенности конструкции и расположения топливных насосов ВАЗ 2108/2109

Бензонасос ДААЗ имеет простую механическую конструкцию. В неё входят:

  • корпус, состоящий из верхней и нижней части;
  • крышка;
  • сетчатый фильтр;
  • клапаны (впускной и выпускной);
  • диафрагмы (3 шт) с дистанционными проставками;
  • стержень, к которому крепятся диафрагмы;
  • возвратная пружина;
  • рычаг ручной подкачки.
    Механический бензонасос ВАЗ 2108/2109

    Конструкция бензонасоса ДААЗ

Механический бензонасос ВАЗ 2108/2108 располагается в моторном отсеке машины и установлен на корпусе привода вспомогательных агрегатов (перед распределителем зажигания). Он приводится в действие от распредвала через кулачковый механизм и шток (толкатель). Распределительный вал вращает эксцентрик, который передаёт усилие через толкатель на балансир в нижней части корпуса помпы. Последний приподнимает и опускает стержень с диафрагмами. Таким образом на входе насоса образуется разрежение, а на выходе — давление. За его поддержание отвечают клапаны, расположенные в корпусе устройства.

Механический топливный насос ВАЗ 2108/2109

Механический бензонасос ВАЗ 2108/2109 расположен на корпусе привода вспомогательных агрегатов

На инжекторных ВАЗ 2108/2109 бензонасос является не отдельным устройством, а элементом топливного модуля. В его состав также входят:

  • пластиковый стакан-накопитель;
  • сетчатый фильтр грубой очистки;
  • датчик уровня топлива.
    Топливный модуль ВАЗ 2108/2109

    Топливный модуль в сборе

Модуль располагается в баке автомобиля. Его крышка (основа) находится в верхней части ёмкости. Вы найдёте её, сняв заднее сиденье и отогнув ковролин.

Электрический бензонасос ВАЗ 2108/2109

Электрический бензонасос в инжекторных ВАЗ 2108/2109 расположен в баке автомобиля

Конструктивно, бензонасос инжекторных ВАЗ 2108/2109 — это электродвигатель с крыльчаткой на валу, которая, вращаясь, перекачивает бензин, создавая разрежение на входном штуцере и давление на выходном. Питание помпы осуществляется от бортовой сети машины, защищённой отдельными реле и предохранителем.

Погружной электрический бензонасос ВАЗ 2108/2109

Конструкция электрического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

Признаки неисправности бензонасоса

Признаками неисправности бензонасоса являются:

  • затруднённый старт двигателя;
  • нестабильная работа мотора на холостых оборотах;
  • «провалы» при нажатии на педаль акселератора;
  • снижение мощности автомобиля.

Важно: подобные симптомы могут быть присущи и другим неисправностям топливной системы, а также системы зажигания. Прежде чем приступить к ремонту или замене бензонасоса, его следует продиагностировать.

Как проверить механический топливный насос ВАЗ 2108/2109

Проверка механического бензонасоса заключается в определении его производительности, т. е. измерении количества топлива, перекачанного за единицу времени. А она, согласно характеристикам устройства, должна составлять не менее одного литра за минуту. Чтобы её определить, потребуется помощник, а также следующие инструменты и средства:

  • отвёртка с крестообразной битой;
  • отрезок топливного шланга;
  • 2 пустые пластиковые бутылки;
  • 1,5 л бензина;
  • часы с секундомером.

Последовательность действий:

  1. Откручиваем отвёрткой винт на хомуте выпускного штуцера, ослабляем его и снимаем топливный шланг.
  2. Наливаем бензин в пластиковую бутылку. Свободный конец топливного шланга (снятого с выпускного штуцера) опускаем в бутылку до дна. Через него бензин будет всасываться в карбюратор, когда уровень топлива в поплавковой камере снизится.
  3. Конец заготовленного шланга надеваем на выходной штуцер бензонасоса. Другой конец опускаем в пустую бутылку.
  4. Просим помощника завести мотор, запускаем секундомер. Если в автомобиле есть тахометр, придерживаемся 2000 об/мин. Если же его нет, ориентируемся на слух.
    Проверка производительности механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Шланг с выпускного штуцера опускаем в пустую бутылку

  5. Когда двигатель заработает, бензин с выпускного штуцера насоса должен поступать в ёмкость. По истечении минуты просим помощника заглушить мотор и измеряем количество перекачанного бензина. Если объем топлива в бутылке меньше литра — бензонасос нужно либо ремонтировать, либо менять.
    Оценка производительности механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Если количество перекачанного за одну минуту бензина меньше литра — насос неисправен

Дальнейшая диагностика должна быть направлена на выявление неисправного элемента насоса. Для её проведения необходимы:

  • отвёртка с крестообразной битой;
  • гаечные ключи на 10 и на 13;
  • штангенциркуль (линейка).

Порядок проверки:

  1. Первым делом проверяем работу клапанов. Откручиваем винты хомутов крепления топливных шлангов на штуцерах насоса. Снимаем шланги. К выпускному штуцеру прислоняем палец (ладонь), затыкая его. Нажимаем несколько раз на рычаг ручной подкачки. Насос, при этом, должен издавать чавкающие звуки, а на штуцере ощущаться напор воздуха. Аналогичным образом проверяем впускной клапан. Палец, при нажатии на рычаг подкачки, должен всасываться в штуцер. Если же нет ни давления на выходе, ни разрежения на входе — неисправны либо клапана, либо диафрагмы.
    Проверка клапанов механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    На впускном штуцере должно чувствоваться разрежение, на выпускном — напор воздуха

  2. На следующем этапе ключом на 10 откручиваем крышку бензонасоса. Под ней находится сетчатый фильтр. Оцениваем его состояние. Сетка должна быть чистой и не иметь следов деформации. Почистить её в случае необходимости можно при помощи струи воздуха, старой зубной щётки и бензина.
    Проверка состояния сетчатого фильтра механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Сетчатый фильтр должен быть чистым и не иметь механических повреждений

  3. Теперь проверим диафрагмы. Откручиваем винты крепления верхней и нижней частей корпуса. Их всего 6. Снимаем корпус и извлекаем стержень с диафрагмами. В верхней его части есть гайка. Откручиваем её ключом на 10, снимаем и рассоединяем диафрагмы. Оцениваем их состояние. Если на них есть разрывы, трещины — диафрагмы нужно заменить. Они непригодны для дальнейшей эксплуатации.
    Проверка состояния диафрагм механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Если диафрагмы повреждены или деформированы, их нужно заменить

  4. Последний этап — измерение длины толкателя. Чтобы до него добраться, нужно отсоединить нижнюю часть корпуса насоса от корпуса привода вспомогательных устройств. Откручиваем ключом на 13 две гайки и демонтируем нижнюю часть. Под ней находится текстолитовая тепловая проставка в виде конуса, вершина которого уходит в корпус привода. На её привалочных поверхностях должны быть тонкие паронитовые прокладки. Извлекаем проставку с прокладками. Внутри её находится толкатель. Вытаскиваем его и измеряем длину. Она должна составлять 82,5 мм (минимально допустимая — 81,8 мм). Если толкатель изношен — его нужно заменить. Износ приводит к уменьшению амплитуды движения стержня с диафрагмами, из-за чего его производительность существенно снижается.
    Проверка длины толкателя механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Длина толкателя должна быть 82,5 мм

Ремонт механического бензонасоса

Работоспособность механического бензонасоса может быть восстановлена, если заменить его неисправные элементы. Купить их можно в любом автомобильном магазине. Но лучше покупать не отдельные запчасти, а ремонтный комплект. В его состав входят все элементы, которые могут выйти из строя:

  • впускной и выпускной клапаны;
  • диафрагмы с дистанционными прокладками, «тарелками», стержнем;
  • толкатель;
  • тепловая проставка;
  • прокладки

Замена клапанов

Чтобы заменить клапаны насоса потребуются ударная шлицевая отвёртка и небольшой молоток. Клапаны удерживаются в своих посадочных местах за счёт кернения в трёх точках. Эти участки необходимо аккуратно сбить отвёрткой. После этого клапаны можно извлекать. Установив новые детали, закрепляем их кернением. Для этого жало отвёртки ставим на кромку корпуса по окружности гнезда и наносим по ней несильный удар молотком. Закрепляем каждый клапан в трёх местах.

Ремонт механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

Замена клапанов

Как поменять диафрагмы

Для замены диафрагм нужно открутить гайку на 10 в верхней части стержня. Далее снимаем повреждённые элементы, а на их место устанавливаем детали из ремкомплекта.

В комплект входят три диафрагмы: две рабочие и одна предохранительная. Последняя служит для предотвращения несанкционированного попадания топлива в карбюратор при повреждении первых двух. Она устанавливается в самом низу стержня сразу после нижней «тарелки». Сверху неё на стержень ставим дистанционные прокладки: сначала маленькую, потом большую. На них укладываем рабочие мембраны и верхнюю «тарелку». Закрепляем полученную конструкцию гайкой.

Замена диафрагм механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

Механический бензонасос имеет 3 диафрагмы

Замена толкателя, тепловой проставки и прокладок

Тепловую проставку менять необязательно, если только она не повреждена. Осмотрите её привалочные плоскости, особенно наружную, к которой крепится нижняя часть корпуса насоса. Она должна быть идеально ровная. В ином случае может возникать течь масла в месте соединения деталей во время работы двигателя.

Замена толкателя осуществляется путём извлечения старого и установкой на его место нового штока. Разницы в том, каким концом куда он будет установлен, нет.

Теперь о прокладках. Их в ремонтном комплекте всего три, и они имеют разную толщину:

  • «А» – 02,27–03 мм;
  • «В» – 0,7–0,8 мм;
  • «С» – 1,1–1,3 мм.

Первая предназначена для установки между тепловой проставкой и корпусом привода вспомогательных агрегатов, а прокладки «В» и «С» служат для регулировки выступания толкателя над её привалочной поверхностью.

Регулировка производится следующим образом:

  1. Устанавливаем тепловую проставку с первой прокладкой и новым штоком в корпус привода вспомогательных агрегатов.
    Замена прокладок механического бензонасоса ВАЗ 2108/2108

    Установка прокладок и тепловой проставки

  2. Прокладку «В» накладываем на привалочную плоскость проставки. Далее нужно прокрутить коленчатый вал двигателя до того положения толкателя, пока он не будет максимально утоплен. Сделать это можно при помощи большой шлицевой отвёртки. Вставляем её конец в окошко картера сцепления и потихоньку толкаем маховик по часовой стрелке.
    Регулировка длины выступания толкателя над привалочной плоскостью тепловой проставки

    Самая тонкая прокладка устанавливается между проставкой и корпусом привода вспомогательных агрегатов

  3. Периодически проверяем положение толкателя и замеряем его выступание. Когда он зайдёт в корпус привода вспомогательных агрегатов на максимальную длину, измеряем, насколько он выступает над привалочной плоскостью проставки с уже установленной на неё прокладкой. Эта величина должна составлять 0,8–1,3 мм. В случае если она больше, меняем прокладку «В» на прокладку «С». Если же длина выступания меньше указанной, меняем местами прокладки «А» и «В».
    Регулировка выступания толкателя механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Толкатель должен выступать над привалочной плоскостью проставки на 0,8–1,3 мм

По окончании регулировки бензонасос устанавливается на место и закрепляется при помощи гаек.

Замена механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

Замена механического насоса в сборе займёт не более получаса. Для её осуществления потребуются:

  • ключ на 13;
  • отвёртка с крестообразной битой;
  • ёмкость для слива бензина.

Порядок замены:

  1. Откручиваем винты хомутов топливных шлангов на входном и выходном штуцерах насоса.
  2. Снимаем шланги со штуцеров.
  3. При помощи ключа на 13 откручиваем гайки крепления бензонасоса.
  4. Демонтируем насос. Сливаем с него бензин.
    Замена механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Демонтаж неисправного насоса

  5. Устанавливаем новую прокладку «В», измеряем длину выступания штока. При необходимости производим регулировку вышеописанным способом.
  6. Закрепляем насос гайками.
    Установка нового механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Надежно закрепляем насос гайками

  7. Подключаем шланги топливопровода.
  8. Производим ручную подкачку топлива в насос, несколько раз нажав на рычаг.
    Проверка работоспособности нового механического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Закачиваем бензин в насос, нажимая на рычаг ручной подкачки

  9. Запускаем двигатель, проверяем его работу.

Проверка работоспособности бензонасоса на инжекторных ВАЗ 2108/2109

Если в «Спутниках» и «Самарах» с карбюраторными двигателями неисправности бензонасоса связаны только с его конструкцией, то у инжекторных машин они могут быть вызваны ещё и проблемами с электропитанием устройства.

Диагностика электрической цепи бензонасоса

Для того чтобы проверить, подаётся ли на бензонасос напряжение, включите зажигание, не заводя двигателя, и прислушайтесь. При повороте ключа вы должны услышать сначала щелчок реле, а потом характерный «визг», который издаёт работающий электромоторчик топливной помпы. Если эти звуки отсутствуют, поиск проблемы нужно начинать с устройств защиты цепи насоса.

Реле и предохранитель топливной помпы находятся в дополнительном монтажном блоке, который расположен под бардачком. Реле насоса (R2) установлено посредине, а его предохранитель (F2) – слева от него.

Диагностика электрической цепи бензонасоса в инжекторных ВАЗ 2108/2109

Реле и предохранитель бензонасоса находятся в дополнительном монтажном блоке под «бардачком»

Проверяем их в таком порядке:

  1. Отключаем минусовую клемму от АКБ.
  2. Извлекаем предохранитель из гнезда, «прозваниваем» его тестером. Если он неисправен, производим его замену.
  3. Подсоединяем клемму к аккумулятору, включаем зажигание, не запуская двигателя. Тестер переключаем в режим вольтметра и измеряем напряжение между выводом реле, к которому подходит розовый провод и «массой». Прибор должен показывать 12 В. Если напряжения нет, проблему нужно искать в проводке или контактной группе замка зажигания. Если же питание на реле подаётся, замкните отвёрткой вывод, к которому подходит розовый провод с выводом, соединённым с серым проводом. Так цепь насоса окажется замкнутой напрямую (в обход реле). Бензонасос заработал — меняем реле, нет — проверяем, поступает ли напряжение на сам насос.
  4. Снимаем заднее сиденье. Отгибаем под ним ковролин, находим лючок. Откручиваем винты (2 шт) его крепления. Под лючком есть электрический разъем. Отсоединяем его от насоса. Включаем зажигание. При помощи тестера, включённого в режиме вольтметра, измеряем напряжение между «плюсом» (серый провод) насоса и его «массой». Напряжение есть — проблема в самом насосе, нет — причину следует искать в проводке.

Проверка давления топлива в системе

Если диагностика показала, что насос работает, но при этом наблюдаются вышеперечисленные признаки его неисправности, нужно проверить давление топлива в системе. Для этого будут нужны:

  • манометр с пределом измерения 5–7 атмосфер (подойдёт обычный шинный);
  • отрезок бензостойкого шланга длиной от 50 см внутренним диаметром 10–12 мм;
  • ниппельный колпачок;
  • 2 хомута для шланга;
  • сухая тряпка.

Проверку давления производим в следующем порядке:

  1. Находим на топливной рампе специальный штуцер. Он находится на правом торце устройства (если смотреть из салона авто).
    Проверка давления топлива в рампе

    Штуцер находится на торце рампы с правой стороны

  2. Снимаем с него пластиковую заглушку.
  3. Ниппельным колпачком откручиваем золотник. Будьте готовы к тому, что из «соска» брызнет бензин (используйте тряпку).
    Извлечение золотника

    Выкручиваем золотник ниппельным колпачком

  4. Один конец бензостойкого шланга соединяем с трубкой манометра, другой — со штуцером на рампе. Соединения фиксируем хомутами.
    Поготовка манометра

    Один конец шланга присоединяем к манометру, другой — к штуцеру на рампе

  5. Включаем зажигание, но двигатель не запускаем. Ждём 3–5 секунд, пока насос закачает топливо в систему.
  6. Смотрим на показания прибора. Давление в системе должно подняться и стабилизироваться на уровне 2,8–3,2 атмосфер. Если оно ниже этого показателя, значит, либо засорена топливная магистраль (трубки, фильтр), либо же неисправен сам насос.
    Измерение давления топлива в рампе

    Давление при включенном зажигании должно составлять 2,8–3,2 атмосферы

Замена топливного насоса на инжекторных ВАЗ 2108/2109

Убедившись в работоспособности топливной магистрали, можно приступать к замене бензонасоса. Для этого потребуются следующие инструменты:

  • крестовая отвёртка;
  • шлицевая отвёртка с тонким жалом;
  • ключи на 7, 10, 17.

Порядок выполнения работ следующий:

  1. Отсоединяем минусовую клемму от АКБ (ключ на 10).
  2. Открываем пробку бензобака, чтобы снизить в нём давление.
  3. Снимаем заднее сиденье, отгибаем ковролин. Откручиваем 2 винта крепления лючка.
    Лючок бензобака ВАЗ 2108/2109

    Под сиденьем отгибаем ковролин, откручиваем 2 винта крепления защитного лючка

  4. Отключаем электрический разъем на крышке топливного модуля.
    Разъем питания насоса ВАЗ 2108/2109

    Рассоединяем электрический разъем

  5. Ключом на 17 откручиваем гайки крепления трубок топливопровода на штуцерах топливного модуля. Отводим их в стороны.
    Трубки топливопровода бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Ключом на 17 откручиваем гайки крепления трубок

  6. Ключом на 7 отворачиваем 8 гаек крепления крышки. Снимаем фланец (прижимное кольцо).
    Крышка электрического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Откручиваем 8 гаек крепления крышки насоса

  7. Извлекаем топливный модуль из бака. Вместе с ним должен идти пластиковый стакан-накопитель. Если он остался в баке, извлекаем его отдельно.
    Снятие топливного модуля ВАЗ 2108/2109

    Извлекаем из бака топливный модуль в сборе

  8. Шлицевой отвёрткой отсоединяем сетчатый фильтр грубой очистки от приёмного штуцера насоса.
    Сетчатый фильтр грубой очистки электрического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Снимаем фильтр грубой очистки

  9. Отсоединяем электрический разъем насоса. Поддеваем защёлки фиксаторов, удерживающие насос в кожухе. Извлекаем насос из кожуха.
    Бензонасос ВАЗ 2108/2109 в кожухе

    Отверткой отводим защелки на кожухе

  10. Для того чтобы отсоединить трубку, надетую на выпускной штуцер насоса, её нужно нагреть. Сделать это можно либо при помощи строительного фена, либо же горячей воды.
    Отсоединение выходной трубки электрического бензонасоса ВАЗ 2108/2109

    Для того чтобы снять трубку, ее нужно нагреть

  11. Устанавливаем новый насос в кожух.
  12. Сборку производим в обратном порядке.

Чтобы неисправность топливного насоса не застала вас врасплох, проводите его диагностику хотя бы один раз в полгода. А чтобы он служил как можно дольше, заливайте в бак только качественное топливо.

Ремонт бензонасоса на ВАЗ 2109 (карбюратор)

При неисправности бензонасоса на ВАЗ 2109 полностью или частично прекращается подача топлива к карбюратору. Следовательно, запустить мотор на холодную или горячую не представляется возможным. Он сначала запустится, но потом сразу заглохнет. Плюс не редко наблюдается нестабильность на холостых.

Внешний вид устройства

Прежде чем менять топливную помпу, сперва рекомендуется проверить состояние устройства. Не редко поломка устраняется небольшим ремонтом.

Проверка общего состояния бензонасоса

Первым делом проверим, работает ли вообще подающая система вашего ВАЗ 2109. Для этого нужно провести следующие мероприятия:

  • Снимите топливный шланг насоса с исходного или нагнетательного штуцера;
  • Несколько раз вручную нажмите на рычаг для подкачки топлива;
  • Если помпа работоспособная, через штуцер сразу польется сильная струя топлива;
  • Если же струи нет или она очень слабая, необходимо будет провести другие проверочные работы.

Типы применяемых помп

Проверка впускного клапана

  1. Отключите шланг от всасывающего штуцера, чтобы в итоге оба шланга оказались демонтированы каждый со своего штуцера.
  2. Заткните просто пальцем всасывающий штуцер, после чего несколько раз дерните рычаг для ручной подкачки горючего. Если все работает нормально, палец начнет засасывать внутрь штуцера. Такой эффект свидетельствует об исправности насоса. Потому проблему ищем в баке или магистралях.
  3. Если же всасывания нет, придется разобрать устройство с целью замены впускного клапана. Его герметичность, вероятнее всего, нарушена.

Проверка герметичности

Чтобы проверить герметичность впускного клапана, необходимо:

  • Приложить палец к отверстию от нагнетательного штуцера, несколько раз подкачать горючее ручной подкачкой;
  • При этом из отверстия должна идти струя воздуха, существенно отталкивающая прижатый палец;
  • Если струя окажется слабой или ее не будет, бензонасос попросту не качает.

В этой ситуации есть два варианта — искать проблему внутри устройства топливного насоса, разбирая помпу, либо менять полностью агрегат.

Засорился или повредился фильтр

Чтобы исправить ситуацию, вам нужно:

  • Снять с топливного насоса крышку, извлечь оттуда фильтр, прочистить и промыть его чистым горючим. Затем обязательно продуйте с помощью сжатого воздуха;
  • Проверьте состояние фильтра. Если он деформирован, никакой ремонт не поможет. Придется поменять фильтрующее устройство;
  • Если у вас стоит помпа Пекар или подобная ему, фильтр можно демонтировать за счет откручивания всасывающего штуцера из крышки. То есть крышку снимать вовсе не обязательно.

Поломка диафрагмы насоса

На неисправность диафрагмы топливного насоса указывают следы потеков горючего на корпусе помпы и наличие запаха топлива в моторном масле вашего силового агрегата на ВАЗ 2109. Только учтите, эти признаки проявляются не всегда, хотя при этом диафрагма может быть сломана.

Вам необходимо сделать следующее ради вашего топливного насоса:

  • Снять верхнюю часть корпуса топливной помпы и извлечь оттуда диафрагменный узел;
  • Открутите на шток гайку, а затем вытащить 3 диафрагмы;
  • Заменить вышедшие из строя элементы на новые. Они доступны в любом ремкомплекте для топливного насоса ВАЗ 2109;
  • Соберите узел в обратной последовательности;
  • Если у вас помпа Пекар, здесь диафрагма только одна. Ее можно извлечь, демонтировав крышку;
  • Чтобы отсоединить диафрагменный узел, поверните его на 90 градусов.

Обязательно параллельно проверьте состояние пружинки, расположенной под диафрагмой. Для этого нужно снять верхнюю часть корпуса помпы, извлечь шток диафрагмы и посмотреть на текущее состояние пружины. Если она сломана, деформирована или не обладает упругостью, замените элемент.

Элементы узла

Неисправности впускного и выпускного клапана

Если оба клапана вызывают сомнения относительно своей работоспособности, придется предпринять определенные меры.

  1. Снимите крышку с топливного насоса и удалите фильтр сетчатого типа.
  2. Оцените визуально состояние полости насоса и впускного клапана.
  3. Демонтировав верхнюю часть корпуса помпы, вы сможете взглянуть на выпускной клапан.
  4. Если оба клапана недостаточно герметично установлены, они плохо прижаты или стали неподвижны, меняйте весь насос полностью.
  5. Обнаружив следы засорения клапанов, удалите их, продуйте корпус сжатым воздухом.

В случае с насосом Пекар два клапана располагаются в крышке, потому чтобы оценить их состояние, просто снимите крышку с корпуса топливной помпы.

Клапаны

Повреждение толкателя

Не редко отказ в работе бензонасоса связан с повреждением толкателя. На этот случай у нас приготовлена отдельная инструкция.

  1. Снимите помпу со шпилек, открутив крепежные гайки. Вставка теплоизоляции, толкатель и прокладки при этом остаются на моторе.
  2. Прокрутите коленвал, чтобы максимально выдвинуть толкатель.
  3. Замерьте расстояние, на которое выступает толкатель относительно верхней прокладки. В норме показатель составляет 0,8-1,3 миллиметра.
  4. Если выступ меньше или больше, попробуйте его отрегулировать, используя более толстые или тонкие прокладки.
  5. Между термоизоляционной вставкой и насосом имеется внешняя прокладка с наибольшей толщиной. Менять при регулировке выступа нужно именно ее.
  6. Новые прокладки доступны в ремкомплектах, хотя многие делают из своими руками. Для этого потребуется кусочек паронита.

Схема устройства

Характеристики топливного насоса

Дабы определить наличие неисправностей в топливной помпе, вам необходимо обязательно знать про оптимальные параметры данного устройства.

Характеристика Требуемые параметры
Длина штока бензонасоса 82,4 миллиметра
Выступление штока над верхней прокладкой 0,8-1,3 миллиметра
Толщина первой прокладки 0,3 миллиметра
Ход штока бензонасоса 2,5-2,8 миллиметра
Давление насоса при холостых оборотах 0,20-0,35 атмосфер

Покупка нового бензонасоса обойдется не так дорого — до 1000 рублей. Однако и такие затраты для многих высоки. А у некоторых просто совесть не позволит купить сразу новый насос, если есть возможность обойтись ремкомплектом и вернуть помпе работоспособность буквально за копейки и пару часов работы в собственном гараже.

Замена устройства

Разборка и замена бензонасоса

Итак, теперь расскажем конкретно о том, как правильно разобрать, заменить поврежденные элементы бензонасоса или же полностью заменить данное устройство на новое.

 Лючок

  1. В любом случае рекомендуем приобрести ремкомплект. Он стоит не дорого. А вот спешить с покупкой бензонасоса не стоит. Кто знает, может легкий ремонт вернет помпу к жизни.
  2. Снимите воздушный фильтр вместе с его корпусом.
  3. Отключите шланги подачи и возврата топлива со штуцеров топливного насоса.
  4. Открутите крепежные гайки, которые удерживают сам насос.
  5. Аккуратно снимайте помпу, стараясь не повредить прокладки.
  6. Осмотрите детали насоса на предмет трещин, повреждений. Проведите проверку клапанов топливного насоса на герметичность, выполните все операции, которые мы описывали выше.
  7. Оцените текущее состояние всасывающего и нагнетательного штуцеров. При демонтаже они должны оставаться неподвижными на своих посадочных местах. Они ломаются крайне редко, но ничего исключить не стоит.
  8. Проверьте диафрагму топливного насоса. Наличие разрывов и отслоений говорит о том, что ее необходимо обязательно заменить.
  9. Посмотрите, какой сейчас фильтр. Повреждения и чрезмерная загрязненность — явные признаки износа и повод для замены.
  10. Обработайте компоненты фильтра с помощью чистого бензина, продуйте сжатым воздухом, используя компрессор.
  11. Если обнаружили поврежденные элементы, замените их на новые, используя ремкомплект.
  12. Поменяйте прокладки насоса, если в этом также есть необходимость.
  13. Устанавливая новые прокладки, обязательно сначала обработайте их поверхностью с помощью Литола 24.
  14. Если поврежден корпус самого насоса или имеются другие серьезные проблемы, придется полностью заменить топливный насос. Ремонт ему не поможет.
  15. Далее, когда частичный ремонт завершен или вы решили взять совершенно новенькую помпу, наступает черед обратной сборки.
  16. Обязательно отрегулируйте подачу, используя прокладки требуемой толщины, чтобы выход толкателя имел оптимальный показатель. Об этом мы рассказали выше.
  17. Если толкатель будет сильно выступать, из-за этого давление при подаче топлива окажется чрезмерно высоким, что приведет к поломке запорного клапана вашего карбюратора.
  18. Если расстояние будет меньше положенного, при увеличении нагрузки и повышении скорости движения автомобиля, двигатель не сможет получать достаточное количество топлива.
  19. Выполните сборку, следуя обратной последовательности демонтажа бензонасоса.
  20. Убедитесь, что стрелка на корпусе смотрит в сторону карбюратора.
  21. Устанавливая диафрагменный узел насоса, отверстия в прокладке располагается подальше от трубы глушака.

Что ж, вы разобрались, как можно своими силами отремонтировать и заменить бензонасос. Задача действительно не сложная, хотя данный агрегат играет очень важную роль в работоспособности всего автомобиля ВАЗ 2109.