Особенности используемых подушек

Есть несколько нюансов, которые вам следует знать про опоры в общем, а также про подушки двигателя, используемые на модели ВАЗ 2109.

  • Разрабатывая конструкцию опор, которые служат для уменьшения вибраций мотора, производители принимают во внимание показатели нагрузок, воспринимаемых опорами;
  • Эти элементы находятся под постоянным воздействием нагрузок, величина которых меняется;
  • Одна нагрузка постоянная — это вес двигателя. Но при старте машины возникает другая нагрузка;
  • Когда автомобиль двигается задним ходом, опоры принимают на себя отрицательные силы;
  • При резком ускорении или торможении, попадании колеса в выбоину, при наезде на препятствие возникают эти самые отрицательные силы. За их гашение отвечают передние, задние и боковые опоры двигателя;
  • Для изготовления подушек для ВАЗ 2109 используют специальный натуральный каучук, резину высокого сорта СКИ-3. Помимо резиновых компонентов, опоры включают в себя стальные элементы и сверхпрочный клей;
  • Подушки двигателя ВАЗ 2109 способны выдерживать температурные нагрузки в диапазоне от -40 до +70 градусов по Цельсию.

Чтобы подушки соответствовали всем предъявляемым к ним требованиям, специалисты рекомендуют выбрать продукцию завода-изготовителя или фирм, которые были рекомендованы производителем ВАЗ 2109.

Что влияет на замену

Есть два основных фактора, которые вынуждают автомобилистов выполнять замену подушек.

  1. Естественный износ. У каждой подушки есть свой эксплуатационный срок, превзойти который — большая редкость. Зачастую они его не отрабатывают по второй причине.
  2. Механические воздействия, приводящие к поломкам. Это наши дороги, выбоины, аварии, наезды на люки, столкновения и пр.

Когда требуется замена

Есть несколько факторов, которые вам следует знать относительно замены компонентов двигателя.

Ситуация Особенности
Вибрация кузова Почувствовав вибрацию кузова, следует обязательно проверить состояние опор. Такой эффект может быть вызван различными причинами, но подушки — одна из основных.
Замена ремня ГРМ При замене ремня удалить его крышку бывает очень сложно, поскольку к правому брызговику переднего колеса практически вплотную прижат двигатель. Приходится снимать подушку, чтобы полноценно провести ремонтные мероприятия.
Двигатель проседает, нагружает ШРУСы Из-за воздействия массы двигателя на ШРУСы у них меняется геометрия, что приводит к существенному снижению эксплуатационного срока элементов. Ресурс сокращается, приходится выполнять замену раньше положенного срока.
В районе кулисы наблюдается стук Он может быть едва заметным. Но его наличие говорит о том, что двигатель просел. Следовательно, опоры не отрабатывают должным образом, и им требуется замена.

Процедура замены

На холостых оборотах двигатель у меня начал последнее время издавать противный металлический звук. Тёрся картером об защиту. Осмотр выявил, что подушки (или опоры) двигателя сильно износились. Настало время их менять. Начал с передней, которая крепится в районе телевизора, так как к ней быстрее всего добраться. Итак. Машина на кирпичах. Поддомкратил под коробку, через брусочек.

И вот она — опора. Крепится к двигателю на 4-х болтах. Чтобы открутить потребуется волшебная жидкость ВД40, ключ на 17.

Болты, которые крепят опору к двигателю откручивал ключом на 17, с удара молотка, иначе не стронуть с места закисшие болты. Болт, который крепит опору к кузову — в самой резинке — ключом на 17 и головкой на 17 с другой стороны. Подставил ещё один домкрат для надёжности под картер двигателя, тоже через дощечку.

Итак, опора откручена. Видим плачевное состояние резины — трещины, отслоения.

Болты замочил в керосине, оттёр от старого масла зубной щёткой.

Новая опора производства БРТ. Вроде не подделка — клеймо завода выбито лазером прямо на металле.

Устанавливаем деталь на своё место.Сначала вставил болт и гайку, которые крепят опору к кузову. Пришлось ещё немного поддомкратить двигатель вверх, сантиметров на 5. Так просела старая опора. Только тогда отверстия под болты в опоре и на двигателе совпали. Наживил болты. Три вошли нормально, а четвёртый никак не хотел влезать. Вот оно качество наших запчастей… Отверстия были несоосны. Стучал молотком через железку, домкратил туда-сюда… Ничего не помогло. Потом немного отогнул угол опоры монтировкой, и всё таки внедрил болт на своё законное место.

Потом опустил домкрат и затянул все 5 болтов. Уффф…

Потом дошли руки до замены очередной задней опоры двигателя. Или подушки двигателя, как её ещё называют. После замены передней опоры двигатель заметно поднялся вверх. Но… стали туго включаться передачи. Все, я думаю, что это из-за того, что угол наклона двигателя и коробки поменялся относительно кулисы переключения передач. То есть передний край поднялся, а задний остался висеть. Требовалась безотлагательная замена.

В один из тёплых апрельских воскресений я поставил машину около гаража на солнышке и принялся за работу. Домкрачу, ставлю передок на подставку из кирпичей, через досочки. Откручиваю защиту двигателя (два болта у крабов, две гайки у рычагов передних). Поливаю все болты ВД-40. Больше ничего откручивать не пришлось — ни стабилизатор, ни кулису КПП.

Под двигатель в районе коробки подставляю домкрат. Упираясь в коробку. Далее откручиваю гайки крепления к кузову. Ключом на 17. Одна из гек, которая ближе к кулисе очень неудобно расположена. Ключом не подлезть, только длинной головкой на 17. Причём с половины резьбы гайка перестала откручиваться и пошла вместе со шпилькой, которая ввёрнута в кузов. Я подумал, что ничего страшного, главное шпилька не сломалась. Закручу обратно. Далее дело за болтами, которые крепят кронштейн опоры к коробке. Тут нам нужна пара ключей на 19. С одной стороны держим гайку — с другой крутим.

И вот опора извлечена. Смотрим на её плачевное состояние — резина потрескалась, потеряла эластичность. Неизвестно сколько до меня на ней проездили .да я ещё три года.

Опора летит в кучу железа в углу гаража…

Достаю новую, уже давно купленную… (планы по замене были задуманы полгода назад…)

Новая опора производства БРТ. Немного поддомкрачиваю просевший двигатель — опора входит на своё место. Сначала наживляю болты, потом затягиваю. Опускаю домкрат из под двигателя, затягиваю крепёж окончательно.

Шпилька, которая выкрутилась вместе с гайкой из кузова, встала без проблем.

Итог — времени ушло часа три неспешной работы (сюда включены разговоры с соседями по гаражу), стоимость опоры 353 руб.

Передачи стали включаться нормально, кроме пятой. Надо поменять последнюю — левую опору…

Итак — залезаем под машину — и что мы видим…

вот она — левая, боковая опора двигателя. Болты почистил от налипшей грязи с наших дорог металлической щёткой. Далее берём ключ на 17, поливаем всё ВД-40. И приступаем к откручиванию. С этой опорой я проводился 4 часа. Потому что болты никак не хотели поддаваться.

Две гайки, из трёх, которые крепят опору к двигателю, выкрутились вместе со шпильками из КПП. ничего страшного, главное, не сломались. Болт к кузову тоже долго не поддавался. Двумя ключами — одним крутим, другим держим. Только одним я уперся в кузов, другой — с ударами молотка, ВД, удлиннителем… всё-таки, опора поддалась.

Помыл весь крепёж в керосине щёткой. Вот место, где стояла опора.

Резинка в кронштейне оторвалась с одной стороны, размахрилась. В топку… Берём новую опору. Производства опять же БРТ. Стоимость — 245р

Прикручиваем всё на место. Тут дело пошло быстрее, надо было только домкратить двигатель слева и справа двумя домкратами, подбирая положение, при котором отверстия в КПП совпали с отверстиями в кронштейне опоры.

Первым же я прикрутил болт и гайку, крепящую опору к кузову. Потом всё затянул, убрал домкраты и затянул окончательно.

Заехал сегодня на СТО, поинтересовался, сколько же стоит работа по замене опор — мне сказали 400 р за штуку. Так что экономия — 1200 р.